Ислам - это...

ИСЛАМ (арабск ал-Ислам - предание себя Богу, покорность) - одна из мировых религий, иначе - мусульманство И зародился среди арабских племен Западной Аравии в начале 7 в Это был период распада самих основ древнего общества (в тч и язычества) и возвышения торговых культурных центров (Мекка, Медина) Основателем И стал пророк Мухаммад (ок 570-632) из рода одного из крупных племен курайшитов Склонный к одиночеству, Мухаммад предается благочестивым размышлениям По легенде, в молодости ангелы рассекли грудь Мухаммеда и омыли его сердце, а в 610 в возрасте 40 лет он получил откровение на горе Хира во время 40-дневного поста (и слова небесного посланника Джабриила (Архангел Гавриил) запечатлелись в сердце Пророка как "надпись") С тех пор начинается проповедь Корана, "небесной Книги", и формирование мусульманства как религии Мухаммад с небольшой группой последователей терпит гонения и переселяется в 622 из родной Мекки в Медину Борьба Мухаммеда за утверждение новой религии - веры в единого Бога Аллаха - закончилась победой над языческой Меккой в 630 С этого времени начинается интенсивное развитие И, и вытеснение языческих культов с арабских земель Духовно-энергетический импульс, данный Мухаммадом, привел к значительному распространению И В настоящее время в мире насчитывается более 800 млн мусульман И выступил с идеей очищения древних учений Пророков от искажений и возвращения к истинной религии, идущей от Ибрахима (Авраама) И воспринял религиозные положения иудейства, христианства, древнейших учений Вавилона, зороастрийства, местных культов и стал ментально-духовной культурой, синтезировавшей различные течения культуры арабских народов И является государственной религией в ряде стран, являющихся, как правило, эгалитарными теократиями Эгалитарными - тк все верующие, независимо от социального положения, равны перед божественным законом; теократиями - тк источником законодательной власти выступает только Коран И не делает различия между "Божьим" и "кесаревым" и всю жизнь верующих подчиняет религиозным предписаниям (шариату) своду мусульманских законов: и фикху (мусульманскому праву) Основные источники вероучения И - Коран и Сунны Коран - "Слово Божие", данное людям через Пророка Мухаммада, состоящее из 114 Сур (глав) Сунны (арабск - обычай, предание) - сборники преданий о жизни и деяниях Мухаммада Сунны состоят из "хадисов", высказываний, приписываемых Пророку Вероучение И базируется на неразделенности религии, права, догматики и ритуала Важнейший онтологический и, в то же время, социально-политический принцип И - строгий монотеизм, предполагающий веру в единого Бога Аллаха (первоначально Аллах - Бог местных аравийских племен) Отрицаются всякие "сотоварищи" Высшего Божества, а также христианские догматы Троицы, боговопло-щения и искупления Божественное слово передается через посланников (расулов) Аллаха В И признаются пять Пророков от начала человечества: Нух (Ной), с которым Бог возобновил "союз"; Ибрахим (Авраам), первый верующий в единого Бога; Муса (Моисей), которому Бог дал Тору для "Сынов израилевых"; Иса (Иисус), через которого Бог сообщил Евангелие, и, наконец, Мухаммад, "печать Пророков", завершающий цепь пророчества Среди шиитов и суннитов существует вера в Махди (Мессию), который явится в "конце мира" и установит мир и справедливость Главные понятия мусульманства - "И", "дин" и "имам" И, в широком смысле, означает весь мир, в пределах которого установились и действуют законы Корана Этой сфере противопоставляется "дар ал-харб" - территория войны, в которой И должен утвердиться посредством джихада ("священной войны") Основная социальная форма жизни - умма, исламская община В нее объединяется каждая верующая группа Первая община - мединская, организована Муххамадом Дин - религия, закон, свод правил - божественное установление, состоящее из трех основных элементов: "пяти столпов И", веры (имам) и благих дел (ихсан) "Пять столпов И" составляют: 1) исповедание единобожия (ат-таухид) и пророческой миссии Мухаммада (ан-нубувва) Оно закрепляется формулой "Нет Божества, кроме Бога (Аллаха) и Му-хаммад - посланник Божий"; 2) ежедневная пятикратная молитва (ас-салат); 3) пост в месяц рамадан (ас-саум); 4) добровольная очистительная милостыня (аз-закат); 5) паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку (ал-хадж) Имам (вера) понимается прежде всего как "свидетельство" об объекте своей веры В И им является Бог, который свидетельствует о себе в Коране В И сохраняется вера в ангелов и шайтанов (бесов), в воскресение после смерти и Судный день, Главное требование к человеку - идти по пути совершенствования, соблюдая законы Корана Мистическая традиция И (суфизм) разработала пути богопознания на основе идеи единства всего Сущего в Боге и возможности постижения (растворения) в Боге путем самоотверженного отдания себя Аллаху и безмерной любви к Нему И не остался единой религией С первых десятилетий своего существования он разделился на различные направления, которые дифференцируются по концепциям государственной власти и по философско-религиозным школам Наиболее глубокие и радикальные расхождения в И связаны с решением проблемы верховной власти Выделяются три основных направления: 1) хариджи-ты (араб - вышедшие, возмутившиеся), отстаивающие общинный характер власти и безусловную выборность главы общины (имам-халиф); 2) шииты (араб - группа приверженцев), признающие божественную природу власти, предопределенную в роду Али, двоюродного брата и зятя Мухаммада; 3) сунниты (от "сунна"), занимающие срединную линию, те согласующие решения о правителе с мнением "всей общины", а по сути с ее религиозно-политической верхушкой Философия и богословие И разнообразны В нем отсутствует общепризнанная догматизация учения и единая богословская школа Философско-религиозные различия в школах приводили к социально-политическим противоречиям и конфликтам На рубеже 7-8 вв зарождаются основные философские направления И По вопросу отношения к человеку, совершившему тяжкий грех (алкабир), выделяются три школы: 1) хариджиты, утверждавшие, что такой человек перестает быть мусульманином; 2) мурджииты, учившие, что мусульманином остается тот, кто сохраняет в сердце чистоту веры, даже если совершил тяжкий грех; 3) мутазилиты, разработавшие учение о "среднем состоянии" между "правоверным" и "неверным" По проблеме предопределения (абсолютной власти Аллаха над человеком и его действиями) и свободы воли (ал-кадир) также формируются различные направления: 1) джабариты, отрицавшие свободу воли и утверждавшие предопределенность человеческой судьбы в силу безграничной власти Аллаха; 2) кадариты, опиравшиеся на идею свободы воли человека в выборе своих действий; 3) мурджииты и мутазилиты, стремившиеся рационалистическими методами разработать теорию, согласующую учение о предопределении и свободе воли человека По проблеме споров о природе и атрибутах Бога возникают: 1) захириты и ханба-литы, требовавшие буквального понимания соответствующих мест в Коране и слепой вере во все, о чем говорится в "небесной Книге"; 2) муаттилиты, утверждавшие духовность Бога и отрицавшие божественные атрибуты, созданные человеческими представлениями; 3) суфии, учившие мистическим путям богопознания и слияния с Богом Богословие в И называется каламом, философия - фалсафа Этапы в развитии калама связаны со школами: мутазилитов, основоположник Василь ибн Ата (ум 748) и ашаритов, основоположник ал-Ашари (ум 935), стремящихся путем компромисса с догматиками-традиционалистами легализовать калам Развитию фалсафа способствовали труды ал-Кинди (ум между 860-879), ар-Рази (ум между 865-925 или 934), ал-Фараби (870-950), ибн Сины (980-1037), ибн Рушда (1126-1198) Исламская философская мысль развивается на основе синтеза Коранических идей и наследия античного мира (Платона, Аристотеля, учений пифагорейцев, неоплатоников), а также под влиянием буддизма и индуизма В средние века наблюдается тенденция к сближению калама и фалсафа Этому способствовали труды аш-Шахрастани (ум 1153), ал-Газа-ли (ум 1111), ибн Араби (ум 1240) Религиозный мистицизм И связан с учением суфизма, ориентированного на следование "пути", который открывается стремящемуся к познанию Бога шейхом (учителем) Концепция любви к Богу - центральная и единая для всех братств Развитие суфизма идет через аскетико-мистический период (ал-Басри, ум 728); "классический" период 9-10 вв (ал-Мисри, ум 860 - учение о "пути" и теософия); ат-Тустари (ум 896) - экзегетика, теософия, космогония; ал-Халладж (ум 922) - "экстатическое" направление Расцвету суфизма способствуют труды ал-Газали, предпринявшего попытку сближения суфизма с традионалистским И, ас-Сухраварди (ум 1191), создавшем учение об "озарении" (ал-ширак); Ибн-Араби (ум 1240), развившем учение о "святости", "святых" и их Иерархии К мистической философии И относится учение исмаилитов, одного из направлений шиитского И Исмаилиты опираются на эзотерические доктрины Востока, в частности Индии, на идеи греческого неоплатонизма, и придерживаются доктрины "метемпсихоза" (танасух) и "воплощения" (хулул) В новейшее время развитию идей И способствуют движения шейхов, бабитов и бехаитов (19 в, Персия) Бабиты (основоположник Сейид Али Мухаммад (Баб) и бехаиты (основоположник Мирза Хусейн Али - Беха-Улла) стремятся сплотить человечество вокруг учений, оставленных их Пророками В лоне ортодоксального ислама с 18 в развивается движение ваххабитов (по имени основоположника ал-Ваххаба), отвергающее новшества, появившиеся в И в процессе его исторического развития и стремящиеся очистить веру и учение Мухаммада и вернуться к мединскому прообразу В 19-20 вв развиваются реформаторские, фундаменталистские и панис-ламские тенденции, базирующиеся на исламских ценностях В странах распространения И становится основой для активизации национальных движений и воплощения концепций "исламского государства", подразумевающей воплощение идей И во всех сферах государственной и религиозной жизни


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(араб. букв, покорность), одна из наиболее распространенных религий, провозглашенная пророком Мухаммедом в VII в. н.э. Ислам, религия, которая должна пропитывать все стороны жизни, придавать каждому поступку и каждому помыслу высший религиозный смысл. Для этого в исламе есть...
Энциклопедия "Религия"
ИСЛАМ (араб. "предание себя Богу", "покорность") — одна из мировых религий, иначе — мусульманство. И. зародился среди арабских племен Западной Аравии в начале 7 в. Это был период распада самих основ древнего общества (в т. ч. и язычества) и возвышения торговых культурных центров...
Философский словарь
(араб. - покорность), мусульманство - одна из 3 т. н. мир. религий. И. возн. в Аравии в нач. 7 в. в период разложения патриарх.-общин. строя и образования клас. араб. гос-ва. Вероучение И. изложено в Коране, к-рый, согласно мусульм. преданию, был ниспослан Аллахом...
Философский словарь
(араб. ал- - покорность, предание себя Богу) - одна из мировых религий, основатель - Мухаммад, действовавший в начале VII в. в Аравии, признан мусульманами как посланник и пророк Божий. Главное в е: вера в единого святого Бога - "Аллаха, Господа миров, милостивого, милосердного...
Философский словарь
(араб., букв. - "предание себя (Богу)"; покорность) - мусульманство (магометанство), одна из трех мировых религий наряду с буддизмом и христианством. Возникновение И. относится к началу VII в. В результате контакта и полемики с христианством по вопросам о свободе воли и...
Философский словарь
(арабск. ал- - предание себя Богу, покорность) - одна из мировых религий, иначе - мусульманство. И. зародился среди арабских племен Западной Аравии в начале 7 в. Это был период распада самих основ древнего общества (в т.ч. и язычества) и возвышения торговых культурных центров (...
Философский словарь
(араб. - предание себя Аллаху, покорность) - одна из трех мировых религий наряду с буддизмом и христианством. Возникла в конце VI - начале VII веков в Хиджазе среди арабских племен Западной Аравии в условиях разложения патриархально-родового строя. Быстро распространилась в...

Поделиться:

Реклама