Исихазм - это...

ИСИХАЗМ (греч hesychia - спокойствие и тишина) - мистическая традиция богосозерцания в православной церкви, религиозная практика, представляющая собой совокупность интроспекции молитвенного самоуглубления и, иногда, некоторых физических упражнений (пост, неподвижность, контроль дыхания и пр) Возникло в Византии в среде монахов Афона в 14 в Культурно-типологические (однако, неортодоксальные) аналоги в католицизме и протестантизме - более поздние и генетически связанные друг с другом - квиетизм, пиетизм, квакерство и др Теоретические положения И были обоснованы Григорием Синаитом, Григорием Пала-мой, Николаем Кавасилой В своем генезисе И восходит к деятельности Григория Нисского, Евагрия Понтийского, Ма-кария Египетского и др (4-5 вв) Традиция И отчасти основана на текстах Псевдо-Дионисия Ареопагита, фундирующих идею откровения, выводящего "за пределы познания до высочайших вершин Священно-тайного Писания, туда, где в сверхлучезарном мраке молчания открываются простые, совершенно нетленные тайны" Необходимым условием откровения в И являются радикальный отказ как от чувственных впечатлений, так и от рассудочной деятельности Лишь очистившись, те отринув все нечистое и даже чистое ("оставив позади себя все небесные звуки и слова") можно прозреть истину В стремлении к этому особому состоянию монахи предаются особо усердной молитве - "молитве Иисусовой", которая должна быть глубокой, "сердечной" и непрерывной Для того, чтобы ничто не отвлекало от молитвы, начинающим рекомендовалось "в глубине келий" (те в полумраке) принять особую позу тела: наклонив голову, смотреть туда, где находится сердце, и, успокоив дыхание, отвлечься от впечатлений так, чтоб время "не ощущалось более" В таком состоянии должно было пребывать довольно долго - пока грустное настроение не сменялось неизреченной радостью, а взору не являлся "блистающий "свет", который в И называют "несотворенным" (божественным) Монахи, достигшие такого состояния, именовались покоющимися - исихастами В середине 14 в калабрийский монах Варлаам доносит на афонских монахов императору Андронику III Палеологу и константинопольскому патриарху Иоанну, обвиняя их в "ереси И" По этому поводу в 1341 в Константинополе был созван Собор, где в качестве обвинителя выступил сам Варлаам, а наиболее ярким защитником - Григорий Па-лама Предметом разбирательства стала не аскетическая практика, а проблема возможности видеть божественный свет телесными очами и природа этого света Согласно позиции Варлаама, свет не может быть не тварным, ибо в противном случае он совечен Богу, что приводит к метафизическому дуализму Возражения Паламы сводились к тому, что следует отличать Существо (usia) Божее от проявления Его дейст-вования (energeia): Существо Божее невидимо, но проявляется в мире в различных действиях, которые могут быть видимыми (Фаворский свет в Священном Писании, например) Символика света становится основополагающей для традиции И: "свет истины" - это не просто метафора, но слова, выражающие реальный аспект Абсолюта, - Бог есть свет, следовательно он не чужд опыту человека, опытное восприятие этого света само есть свет - "во свете Твоем узрим свет" (Пс 35 10) Собор признал правоту за Григорием Паламой Варлаам, обвинивший Паламу в двубожии, был осужден (позднее принял католичество) В России к последователям И могут быть отнесены Нил Сорский, Сергий Радонежский и др Инспирированные И дискуссии о природе "божественного света" эксплицитно поставили в православной мистике вопрос о сущности мистического опыта и о природе откровения В сущности, это был спор между православными мистиками и восточными сторонниками метода Фомы Аквинского - спор между "богословием созерцания", ищущим истину в откровении, и философией умозрения, пытавшейся судить о Боге в терминах логики Аристотеля (см ТЕОЛОГИЯ) В контексте варлаамо-паламских полемик окончательно сформировалась мистическая традиция православия и было завершено конституирование богословской концепции (антропология, экзегетика, догматика) православия (см БОГОСЛОВИЕ ПРАВОСЛАВНОЕ) в целом см также МИСТИКА


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
древнее движение аскетизма и мистики в православии, берущее начало в Византии IV в.
Энциклопедия "Религия"
ИСИХАЗМ (греч. "спокойствие и тишина") — мистическая традиция богосозерцания в Православной Церкви, религиозная практика, представляющая собой совокупность интроспекции молитвенного самоуглубления и, иногда, некоторых физических упражнений (пост, неподвижность, контроль дыхания...
Философский словарь
в православии – тип монашеской жизни, при котором монахи стремятся обрести божественную тишину посредством непрерывной молитвы. Молитву, в которой задействованы душа, разум и телочеловека, часто называют «чистой», «умной» или «молитвой Иисусовой». до сих пор распространен среди...
Философский словарь
(греч. hesychia - спокойствие и тишина) - мистическая традиция богосозерцания в православной церкви, религиозная практика, представляющая собой совокупность интроспекции молитвенного самоуглубления и, иногда, некоторых физических упражнений (пост, неподвижность, контроль дыхания...

Поделиться:

Реклама