Иса - это...

ИСА — в исламе коранический персонаж, особо почитаемый пророк, последний перед Мухаммадом; соответствует Иисусу Христу в христианстве. Согласно М. Б. Пиотровскому, называется в Коране также "Мессия" (см. Махди), "раб Аллаха", "посланник Аллаха", "праведник", "слово" Аллаха, "речение истины" и т. д. Ему было ниспослано Откровение — Инджил, т. е. Евангелие. Образ И. занимает в Коране особое место. Он отнесен к "приближенным" Аллаха, что давало повод говорить о его наполовину ангельской природе. Он был вознесен к Аллаху на небеса и подобен Адаму, т. к. тоже сотворен Аллахом. Наконец, он особо связан с Мухаммадом, ибо предрек его появление. Как и у Мухаммада, у него был помощник — "святой дух", идентифицируемый обычно с Джибрилом. Вместе с тем Коран подчеркивает, что И. — раб Аллаха, а никак не сын его и не божество. Особо отвергается в Коране идея Троицы, при этом под христианскими ее ипостасями разумеются Аллах, И. и его мать Марйам. Довольно подробно в Коране рассказано о чудесном рождении И. Ангелы (или один ангел в обличье человека) сообщили Марйам, что она по слову Аллаха, оставаясь девственницей, родит сына, который будет посланником Аллаха, проповедником Писания и чудотворцем. Родившийся ребенок возвестил ей, что Аллах облегчает ее муки, даровав плоды с пальмы, под которой она рожала, и заставив бить под ней источник. Он же приказал молчать, когда ее станут расспрашивать. Она молчала в ответ на упреки своих сородичей, но вместо нее заговорил новорожденный младенец, объявивший, что он — посланник Аллаха. В пророчестве ангела о будущем И. говорится, что в доказательство своей пророческой миссии он будет творить чудеса — вдохнет жизнь в глиняные фигурки птиц, исцелит слепого и прокаженного, будет воскрешать мертвых, обнаруживать сокрытое. Часть людей уверовала в И., у него появились помощники-апостолы. Когда они попросили даровать им трапезу с небес, Аллах ниспослал им ее. Коран отрицает смерть И. на кресте, заверяя, что вопреки утверждениям его врагов они "не убили его и не распяли, но это только представилось им". И. был вознесен к Аллаху на небеса, где он пребудет до наступления Суда. В день Суда (см. Страшный суд) он предстанет перед Аллахом, как и другие пророки, и будет свидетельствовать против неверующих. Намеком на второе пришествие И. считается указание, что он будет "признаком" наступающего Суда. Мусульманские предания подробно расцвечивают выделенные Кораном христианские легенды, в частности историю Рождества. Особое значение приобретают в них, однако, эсхатологические мотивы, в Коране почти не выраженные. Согласно этим легендам И. пребывает в раю (см. Джанна) и спустится оттуда накануне конца света, в Палестину, откуда установит на земле царство справедливости. Затем он умрет и будет похоронен в Медине рядом с Мухаммадом, а потом уже воскреснет вместе со всеми. В Мединской мечети показывают место, отведенное для захоронения И. Уже в послекораническое время получает широкое распространение обозначение И. как "духа Аллаха". Коран вещает об И. значительно больше, чем о других пророках. Художественная форма рассказов о нем, диалоги Марйам и ангелов, И. и Аллаха, многочисленные отсылки к фигуре И. свидетельствуют о широком бытовании в Аравии 7 в. христианских легенд, связанных с различными христианскими средами — с эфиопскими и йеменскими монофизитами, с сирийскими православными, со сторонниками мелких сектантских течений. Корану известны некоторые апокрифические евангелия (см. Апокрифы, Евангелие), некоторые представления Корана, кажущиеся искажениями христианских воззрений, на самом деле отражают взгляды различных христианских сект, иудеохристиан и частично гностиков. Многие тексты свидетельствуют о явной симпатии к христианству в начальный период создания Корана. Согласно, вероятно, достоверному преданию, сура "Марйам" с рассказом о рождении И. читалась мусульманскими мухаджирами перед эфиопским негусом как доказательство близости проповеди Мухаммада к христианству. И. стал объектом особого поклонения в некоторых мусульманских течениях. Члены общины ахмадийа, например, считают, что спасшийся из Иерусалима И. умер в Кашмире, где был похоронен, а затем воскрес, воплотившись в основателя общины. В некоторых мусульманских странах, напротив, имя И. давалось незаконнорожденным детям.


Определения, значения слова в других словарях:

Энциклопедия мифологии
('isâ), в мусульманской мифологии имя Иисуса Христа. В Коране И. именуется: « сын Марйам», «мессия», «слово аллаха», «дух от аллаха», «посланник аллаха» (4:169), «речение истины» (19:35), «пророк аллаха», «раб аллаха» (19:31) и др.Исследователи полагают, что коранические...

Поделиться:

Реклама