Ирод Антипа - это...
ИРОД АНТИПА (Ѓордос Антипас; 20 до н. э. — после 39) — правитель Галилеи, казнивший Иоанна Крестителя, что нашло отражение в Новом Завете. И. А. был сыном царя Иудеи Ирода I от его жены Малтаки, самаритянки. По завещанию Ирода И. А. и его брат Ирод Филипп стали тетрархами (правителями областей) при этнархе Архелае, главном наследнике Ирода (царский престол был ликвидирован Римом). Октавиан Август утвердил назначение И. А. тетрархом Галилеи и областей Заиорданья, населенных евреями. И. А. более 40 лет (4 до н. э. — 39) правил этой областью, в которой проживало основное после Иудеи еврейское население. Своей столицей И. А. сделал сначала г. Циппори, который отстроил после пожара и укрепил, а затем выстроил новую столицу по образцу эллинистических городов, назвав ее Тверией в честь императора Тиберия. И. А. женился на Иродиаде, жене своего брата Филиппа (при жизни последнего), что вызвало недовольство в народе, ибо противоречило еврейскому закону (см. Ѓалаха), согласно которому подобные отношения являются инцестом (см. Гиллуй-арайот). С резким обличением этого поступка И. А. выступил Иоанн Креститель, за что и был сначала арестован и заключен в темницу, а затем казнен по требованию Иродиады, которую пророк также обличал за бесстыдство. По преданию, нашедшему отражение в Евангелиях, И. А. не осмеливался убить Иоанна Крестителя, ибо "боялся народа, потому что его почитали за пророка" (Матф 14:5). Однако Иродиада велела своей дочери (в Евангелиях она безымянна, но, согласно легенде, носила имя Саломея) просить у И. А. в награду за танец, который она исполнила для него и его гостей в день его рождения, голову Иоанна Крестителя. Перед этим И. А., восхищенный танцем Саломеи, дал обещание выполнить любую ее просьбу. Согласно Евангелию от Матфея, И. А. был огорчен (ибо предполагал возмущение народа) и даже опечалился, но, "ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей" (Матф 14:9). В результате Иоанну Крестителю отрубили голову, а затем на блюде поднесли Саломее, "а она отнесла матери своей" (Матф 14:11; ср. Мар 6:14—28). В Евангелии от Луки есть мотив, связанный с намерением И. А. убить Иисуса Христа (см.; см. также Йешуа ѓа-Ноцри), ибо в народе говорили, что Он — восставший из мертвых Иоанн Креститель (Лук 9:7—9). О желании И. А. расправиться с проповедником, ходящим с учениками по городам и селениям Галилеи и исцеляющим больных, Иисуса предупреждают фарисеи (см. Перушим): "В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя!" (Лук 13:31). В ответе Иисуса сквозит презрение к нему и трагическая уверенность, что Ему не суждено погибнуть в Галилее, но только в Иерусалиме (см. Йерушалаим): "И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу; // А впрочем Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима" (Лук 13:32—33). Впоследствии Иисус предстает перед судом И. А., явившимся во время празднования иудейской Пасхи (см. Песах), как и положено, в Иерусалим. К И. А. как властителю Галилеи, где жил Иисус, Христа отправляет Понтий Пилат. И. А. обрадован тем, что увидел Иисуса, "ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо" (Лук 23:8). И. А. задает Иисусу множество вопросов, надеясь что Он свершит какое-нибудь чудо, но так ничего и не добивается (Лук 23:8—9). Тогда, посмеявшись над этим мнимым с его точки зрения чудотворцем, И. А. повелевает облачить Иисуса в светлые (белые) одежды (возможно, в знак невиновности, а возможно — в насмешку — в римское аристократическое одеяние) и отправляет обратно к Пилату (Лук 23:11). Вместе с Пилатом, с которым они стали в тот день друзьями (Лук 23:12), И. А. говорит о невиновности Иисуса и предлагает Его отпустить (Лук 23:15—16). Показательно, что у более ранних евангелистов — Марка и Матфея — подобного эпизода нет. В евангельских текстах И. А. фигурирует как "Ирод четверовластник" (Лук 3:1), т. е. "Ирод-тетрарх", а также как царь Ирод (Мар 6:14), поэтому массовое христианское сознание часто отождествляет его царем Иродом — его отцом. Не случайно и в христианской иконографии и живописи в каноническом сюжете "Иисус перед Иродом" И. А. изображается чаще всего сидящим на троне в царской короне; позади него — группа воинов и иудейских старейшин; один из воинов подает Иисусу белые одежды. См. также Иоанн Креститель.
Г. В. Синило
Поделиться: