Ирод - это...
ИРОД, Ирод I Великий (наст. имя Ѓордос; ок. 73—4 до н. э.) — царь Иудеи (40—4 до н. э.), имя которого в христианской традициии (см. Христианство) приобрело нарицательный смысл, став обозначением жестокого тирана и убийцы. Однако еще до этого И. стал олицетворением злодея, узурпатора-цареубийцы и кощунника в еврейской религиозной традиции (см. Иудаизм). Его ненавидел народ Иудеи, и эта ненависть родилась раньше, чем И. стал царем Иудеи.
И. был сыном правителя Иудеи Антипатра II (ум. 43 до н. э.), происходившего из идумейской семьи, принявшей иудаизм (см.; идумеяне были обращены в иудаизм после победы Хашмонаим [см.], или Хасмонеев, над Селевкидами, и присоединения к Иудее — Хасмонейскому царству — территории Идумеи, или Эдома). Антипатр II стал правителем Идумеи во время правления в Иудее царя из Хасмонейской династии Александра Янная (126—76 до н. э.) и царицы Саломеи, затем вступил в союз с сыном Александра Янная, Гирканом II, против брата последнего — Аристобула II. Во время восстания Александра, сына Аристобула, против римлян Антипатр выступил на римской стороне, а после победы Юлия Цезаря над Помпеем поддержал победителя. За это Цезарь отдал Антипатру престол Иудеи, отклонив притязания на него Маттитьяѓу (Антигона II) из рода Хасмонеев. Став фактически царем Иудеи (хотя официально он не был им провозглашен), Антипатр II в 47 до н. э. назначил своих сыновей на важнейшие государственные посты: Пецаэль (Фазаил) стал правителем Иерусалима (см. Йерушалаим), а И. — Галилеи. И. подавил там восстание против отца и казнил без всякого суда повстанцев, за что был привлечен к суду высшего религиозного законодательного органа Иудеи — Синедриона (см. Санѓедрин). И. попытался запугать Санѓедрин, вынесший ему смертный приговор, своей вооруженной охраной, но это оказалось безуспешным, и он вынужден был бежать в Сирию, где римский наместник назначил его правителем Келесирии (согласно Иосифу Флавию [см.], область к востоку от реки Иордан). Резиденция И. находилась в Шомроне (Самарии), и он, будучи чиновником на службе Рима, возвратился в Иерусалим и попытался отомстить членам Санѓедрина, но отец с трудом удержал его от мести. В 44 до н. э., после убийства Цезаря, И. примкнул к Кассию и с особым рвением взыскивал по его распоряжению налоги с населения Иудеи. В 43 до н. э. Антипатр II был отравлен Малихом, одним из приближенных Гиркана II, назначенного Юлием Цезарем этнархом и Первосвященником. И. и его брат Пецаэль обратились к Кассию с жалобой на Малиха, и тот был казнен. В том же году племянник Гиркана II, Антигон II, вторгся в Галилею в надежде занять престол Иудеи, однако потерпел поражение от И. В 41 до н. э. прибывший на Восток Марк Антоний назначил И. и Пецаэля тетрархами Иудеи при Гиркане II. В 40 до н. э. Антигон II при поддержке парфян вторгся в Иудею, захватил Иерусалим и осадил дворец Хасмонеев, в котором укрывались Гиркан II, Пецаэль и И. Гиркан II и Пецаэль были захвачены в плен (последний покончил с собой, а Гиркана II увезли в Вавилонию, где ему обрезали уши, чтобы он никогда больше не мог быть Первосвященником; впоследствии И., уже став царем, пригласит его в Иерусалим и воздаст почести, но в 30 до н. э. казнит по ложному обвинению). Во время взятия дворца Хасмонеев И. с семьей удалось бежать в крепость Мецаду (Масаду), где он оставил близких под охраной своего брата Йосефа, а сам отправился в Рим. Там по ходатайству Марка Антония и Октавиана сенат объявил И. царем Иудеи и обещал поддержку в борьбе против Антигона II. После двух лет безуспешных попыток с помощью наемной армии захватить Иудею И. вновь обратился к Марку Антонию, который в связи с окончанием Парфянской войны смог послать ему на помощь значительные силы. Весной 37 до н. э., после пятимесячной осады, объединенная армия римлян и И. захватила Иерусалим. Антигон II был взят в плен и позднее (как предполагают, по настоянию И.) казнен римлянами.
Таким образом, И. вошел в Иерусалим с римскими легионерами и изначально воспринимался народом Иудеи как римский ставленник (он действительно ревностно служил Антонию, а затем Октавиану Августу). С воцарением И. закончилось правление династии Хасмонеев, что было в глазах еврейского народа трагедией, концом славной эпохи, начало которой положили во 2 в. до н. э. победы Йеѓуды Маккаби (см. Хашмонаим) над притеснителями-эллинизаторами. Для народа Иудеи И. был узурпатором, человеком, не имевшим никакого, даже косвенного, права на царский престол, к тому же — чужаком-эдомитянином, плохо понимавшим как еврейскую ментальность, так и религиозную традицию (приязнь он испытывал только к греческой культуре). Чувствуя эту враждебность к себе населения Иудеи, И. попытался изменить ситуацию женитьбой на внучке Гиркана II — Мирьям ѓа-Хашмонаит (Мирьям Хасмонейской; в русской традиции — Мариам; ок. 60—29 до н. э.), страстно им любимой и отвечавшей ему, как и весь народ, ненавистью, ибо он был врагом рода Хасмонеев. Установив контроль над страной, И. прежде всего казнил 45 членов (из 71) Санѓедрина, бывших сторонниками Хасмонеев, и превратил Санѓедрин из законодательного и судебного органа только в религиозный суд. И. присвоил себе также право назначать и смещать Первосвященников по своему усмотрению. Вершины своего могущества И. достиг при Октавиане Августе, снискав его расположение после поражения Антония. И. был данником Рима, но внутри страны обладал полной независимостью в проводимой им политике, которая была целиком проримской и эллинизаторской. Ему были глубоко чужды национально-религиозные традиции еврейского народа, который он старался цивилизовать, взяв за образец эллинистические государства. Усилиями И. в Иерусалиме были построены театр и ипподром, великолепные сооружения в греческом духе (театры, портики, акведуки и т. д.) строились и в других городах Иудеи (доныне сохранился театр в Кесарии, или Цезарее, административном центре Иудеи как провинции, или протектората, Римской империи; вся Кесария была превращена И. из маленького селения в роскошный греческий город с гаванью, названный им в честь римского императора). Он также строил общественные сооружения в дар греческим полисам в Сирии, Малой Азии и на островах Эгейского моря, оказывал денежную поддержку гимнасионам в Греции и Олимпийским играм, за что стал их пожизненным председателем. В восточных провинциях Римской империи И. считали одним из самых могущественных властителей и именно там ему дали титул "Великий", а также "Строитель", что необычайно льстило его самолюбию. В Иудее И. строит целый ряд крепостей (Антония, Геродион, Кипрос близ Иерихона, Масаду, Михвар и Геродион в Заиорданье), возводит царские дворцы в Иерусалиме и других городах. Апогеем его строительной деятельности стало расширение и реконструкция Иерусалимского Храма, который из довольно скромного сооружения превратился в одно из самых монументальных сооружений Древнего Востока. Строительство осуществлялось в форме общественных работ, что давало пропитание многочисленным рабочим. Когда в 25 до н. э. страну поразил голод, И. дважды снижал налоги и распределял между нуждающимися продовольствие, одежду и семена.
Однако все эти меры, как и бурное строительство, не смягчали враждебного отношения к И. еврейского народа. Все дело было в непонимании и прямом оскорблении царем религиозных чувств народа, а также в его образе жизни и нравах, царивших при его дворе. Так, перестроив Храм, И. с гордостью укрепил на его фасаде римского орла, что было воспринято иудеями как богохульство, как оскорбление их религиозного чувства (известно, что за попытку сбить ненавистное изображение поплатились жизнью 42 человека). И. являл собой классический тип жестокого тирана, которого мучила мания подозрительности: в каждом из его окружения, в первую очередь в близких людях, ему виделся соперник по трону или заговорщик. У И. было 10 жен и 15 детей, а также множество наложниц, что создавало атмосферу интриг во дворце и еще больше усиливало ненависть к нему народа. Планомерно и методично И. истребил всех членов дома Хасмонеев, в том числе и любимую им Мирьям, а также рожденных ею собственных сыновей — Александра и Аристобула, равно как и мать Мирьям Александру за попытку захватить власть. Уже будучи смертельно больным, И. отдал приказ о казни своего первенца и наследника Антипатра, сына от первой жены — Дорис. Как известно, утверждая этот приговор, Октавиан Август сказал об И.: "Быть свиньей такого человека лучше, чем быть его сыном". За четыре дня до смерти И. завещал престол Архелаю, своему сыну от жены-самаритянки Малтаки, а тетрархами при нем — своих сыновей Ирода Антипу и Ирода Филиппа I (ум. 34). При этом евреи Иудеи ходатайствовали перед императором Рима об их отстранении от власти в связи с их жестокостью, но Август отклонил это прошение. Тем не менее, он ликвидировал царский престол, назначив Архелая всего лишь этнархом. Дом И. прекратился после смерти бездетного Марка-Юлия Агриппы II, или Ирода Агриппы II (28—92), который правил Халкидой и которому Нерон в 61 пожаловал во владение часть Галилеи; во время восстания евреев против Рима Агриппа поддержал Рим.
Совершенно закономерно в И. еврейский народ видел не просто чужеземного ставленника, но нарушителя всех и всяческих морально-религиозных норм, национальных традиций и обычаев, узурпатора-цареубийцу. Бездарная внутренняя политика И. привела к зарождению в Иудее движения зилотов, выступавших за борьбу с Римом до победного конца или до всеобщей смерти аль Киддуш ѓа-Шем — в освящение Имени Божьего. Ненависть к И., с которым в народном сознании связались кровавый ореол и различные легенды о жестокости царя, была воспринята ранним христианством (см. Иудеохристиане) и стала источником евангельского рассказа (см. Евангелие) об уничтожении И. младенцев в Бет-Лехеме (Вифлееме), хотя никакими внешними историческими источниками это событие не засвидетельствовано. Согласно Евангелию от Матфея, И. встревожился, узнав от волхвов, пришедших с востока в Иерусалим и искавших только что родившегося в его царстве истинного Царя Иудейского, т. е. Мессию (см.; см. также Машиах), чтобы поклониться Ему (о рождении чудесного Младенца они узнали по особой звезде; Матф 2:1—3). И. собрал "всех первосвященников и книжников народных (т. е. толкователей Торы [см.]; см. Перушим. — Г. С.)", чтобы разведать, "где должно родиться Христу" (Матф 2:4; Христос — перевод на греческий язык иврит. Машиах; см. Иисус Христос, Йешуа ѓа-Ноцри). Узнав, что Мессия должен родиться, согласно древнему пророчеству, в Вифлееме, И. тайно призвал к себе волхвов, узнал у них время появления звезды (т. е. время рождения Иисуса), а также указал им дорогу в Вифлеем с наказом разведать, где находится Младенец, якобы для того, чтобы самому поклониться Ему. Волхвы же, поклонившись Младенцу, получили во сне Откровение не возвращаться к И. и вернулись в свою страну другим путем. И., узнав, что волхвы посмеялись над ним и не вернулись, "весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал у волхвов" (Матф 2:16). Святое Семейство — Иосиф Обручник, Мария и маленький Иисус, предупрежденные Ангелом Господним бежали в Египет и пребывали там до смерти И. (Матф 2:13—21). Евангелист Матфей мотивирует переселение Святого семейства в Назарет (Нацерат) тем, что Иосиф все-таки побоялся возвращаться в Иудею, ибо там вступил на престол сын И. Архелай, но, получив Откровение, пошел в Галилею и поселился в Назарете. Легенда о жестоком преследовании Святого Семейства и избиении младенцев в Вифлееме служит евангелисту Матфею, стремящемуся создать своего рода Священную историю нового типа, являющуюся продолжением и исполнением ветхозаветной (см. Ветхий Завет, Танах), параллелью к истории в Книге Исхода (см.; см. также Тора) об уничтожении еврейских младенцев по приказу египетского фараона и чудесном спасении младенца Моше, или Моисея (Исх 1:15—22; 2:1—10). При этом, соответственно, возникает типологическая параллель между безымянным паро (фараоном) и И. (оба выступают олицетворением зла и противодействия воле Божьей), а также между Исходом из Египта сынов Израилевых и возвращением из Египта, на этот раз оказавшегося убежищем, Святого Семейства с Иисусом, Который выступит основателем "Нового Израиля", т. е. Христианской Церкви. Сюжет под каноническим названием "Вифлеемское избиение младенцев", или "Избиение младенцев", широко представлен в христианской иконографии, европейской живописи (например, полотно Маттео ди Джованни "Избиение младенцев", 1488) и поэзии (например, поэма в октавах итальянца Дж. Марино "Избиение младенцев", 1633 пересозданная по-немецки Б. Г. Броккесом в 1715; поэма на лат. языке немецкого поэта А. Грифиуса "Вифлеемское избиение младенцев", 1633, и др.). Обычно европейские художники изображали избиение младенцев в саду возле дворца И., который наблюдает за происходящим сидя на троне или с балкона. Воины с обнаженными мечами вырывают младенцев из рук рыдающих матерей и убивают их (вся земля усеяна мертвыми телами). Обычно одна из матерей изображена убегающей и прячущей младенца в складках плаща; это Елисавета, мать Иоанна Крестителя; о том, как она укрылась в горах с младенцем Иоанном, повествует апокрифическое Евангелие Иакова (см. Апокрифы, Евангелие, Иаков Зеведеев). Одна из женщин, более пожилая по возрасту, изображается сидящей и проливающей слезы над мертвым младенцем — праматерь еврейского народа Рахель, или Рахиль, ибо евангелист Матфей цитирует строки из пророка Иеремии (см. Йирмеяѓу): "Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет" (Матф 2:18; ср. Иер 31:15). В Книге пророка Иеремии Рахиль плачет обо всех убиенных и угнанных в плен из народа Израиля (и Господь обещает ей вернуть их когда-нибудь домой), однако Церковь, благодаря аллюзии евангелиста, интерпретировала этот эпизод как прообраз оплакивания младенцев, убитых И. Христианская Церковь чтила этих детей как первых мучеников. Они изображались в средневековых интерпретациях сюжета с избиением младенцев в облике благочестивых малышей с пальмовыми ветвями, символизирующими мученичество. Поклонение детям-мученикам и далее становится традицией Христианской Церкви. Имя И., особенно в православной народной традиции, стало обозначением душегуба, царя-убийцы, поднимающего руку на невинных детей ради упрочения (или достижения) трона. В своем нарицательном смысле оно фигурирует и в "Борисе Годунове" А. С. Пушкина: во фразе юродивого, ставшей крылатой: "Нельзя молиться за царя-ирода".
Основные сведения об И. и его эпохе содержатся в книгах Иосифа Флавия "Иудейская война" и "Иудейские древности", фрагментарные — в сочинении греческого историка и советника И. Николая Дамасского (1 в. до н. э.). И. и его времени посвящено фундаментальное исследование израильского историка А. Х. Шаллита (1898—1979) "Царь Ирод" (1960).
Г. В. Синило
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: