Ипостась - это...

ИПОСТАСЬ (греч. "конкретная реальность", "основание", "сущность") — важнейший христианский богословский термин. Христианство учит, что "Единый Бог троичен". Согласно изложению Н. И. Барсова, при разъяснении понятия Троичности Отцы Древней Церкви выражались неодинаково. По мнению одних, троичность состоит в том, что в Боге три лица (persona); другие говорили, что в Боге три ипостаси; третьи понятие "лицо" выражали словом "сущность", "природа" (хотя у других, и чаще, эти слова означали сущность, или существо Божье, связанное с понятием единства Божьего), а понятие Божественной сущности выражалось таким образом словом "И.". Это различие в употреблении слова "И." Отцами Церкви и церковными писателями повело в 4 в. к продолжительным спорам христианских богословов на Востоке, особенно в Антиохии, и произвело разномыслие между Восточной и Западной Церквами. Восточные богословы говорили так: в Боге, при единстве существа, три И., словом "И." выражая понятие лица, с целью отвергнуть мнение еретика Савеллия, который учил, что в Боге одна сущность и одна И., хотя один и тот же Бог принимал на Себя в разное время три вида или лица и иногда являлся в виде Отца, иногда — Сына, иногда — в виде Духа Святого, так что Отец, Сын и Св. Дух суть только три имени или действования. Западные богословы говорили, что в Боге одна И., противопоставляя это понятие учению Ария (см. Ариане), который допускал три сущности: сущность Отца — Божественную, сущность Сына — сотворенную, и сущность Св. Духа, также сотворенную, но отдельную от Сына. Для разрешения этих противоречий в 362 в Александрии был созван Собор, на котором, под председательством Афанасия Великого, присутствовали епископы как Египта и Ливии, так и Италии. Когда были выслушаны обе стороны, было принято решение, что на самом деле и восточные, и западные богословы, выражаясь различно, учили одинаково, так как первые употребляли слово "И." в значении лица, а вторые тем же словом выражали равное ему понятие "существо". Первый способ выражения с 4 в. сделался господствующим: его держались Епифаний Кипрский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Однако еще в 5 в. церковные писатели употребляли иногда слово "И." то в том, то в другом смысле. Начиная с 6 в., согласно словоупотреблению, принятому вслед за Василием Великим и Григорием Богословом, Вторым Вселенским Собором, слово "И." употребляется всей Церковью как синоним лица: "един Бог в трех ипостасях, или лицах". Лишь в Средние века некоторые еретики (богомилы, вальденсы), а также т. н. номиналисты повторяли учение древних еретиков, что И. в Боге суть или имена или проявления силы (Бог Сын, или ипостасное Слово — Божий разум; Бог Дух Святой — Божья сила или Божье действование). Некоторые схоластики — А. Росцелин, П. Абеляр — и затем немецкие богословы-рационалисты конца 18 в. учили, что Божественные И. имеют одну природу, но каждая имеет ее отдельно (подобно трем отдельным человеческим личностям), и потому И., или лица в Боге, суть три бога, а не один Бог.


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(от греч. hypostasis – сущность, основание). 1. В древнегреческой философии субстанция, сущность. Термин введен Посидонием в I в. до н.э. 2. В христианстве термин ипостась (в значении форма проявления) служит для обозначения каждого из лиц триединого Бога. Смотри также...
Философский словарь
(от греч. hypostasis - сущность, основание) - в христ. теологии понятие, характеризующее особенности каждого из 3 лиц троицы. Правосл. богословие утверждает, что различие И. представляет тайну, недоступную логике. но способную приобщить человека к созерцанию «пресвятой» троицы.
Философский словарь
(греч. hypostasis, лат. persona - лицо или личность) - "суть индивидуального бытия и само индивидуальное существо, существованием или бытийностью своею связанное с другими ипостасями в одно и единоебытие, в одну и ту же усию [греч. ousia - сущность]... - истинная личность. Но...

Поделиться:

Реклама