Йовель - это...

ЙОВЕЛЬ (иврит. "трубление [в шофар в пятидесятый год]"; отсюда — через латинское посредство — юбилей в значении "пятидесятый год") — в иудаизме — священный год, завершающий семь семилетних циклов, начало которого торжественно провозглашается под звуки шофара в Йом-Киппур. В Книге Вайикра ("И воззвал"), или Книге Левит (см. Левит, Тора), содержится предписание относительно Й.: "И отсчитай себе семь Субботних лет, семь раз по семи лет, и выйдет у тебя времени семи этих Субботних лет сорок девять лет. // И воструби в шофар в седьмой месяц, в десятый день месяца; в День Искупления (Йом-Киппур. — Ред.) вострубите в шофар по всей земле вашей. // И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее; юбилей да будет это у вас; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый к семье своей возвратитесь. // Юбилеем да будет у вас этот пятидесятый год: не сейте и не жните того, что само вырастет на земле, и не снимайте винограда с охранявшихся (вами) лоз. // Ибо это Юбилей; священным да будет он для вас; с поля ешьте плоды его. // В сей год Юбилейный возвратитесь каждый во владение свое. // ...И если обеднеет брат твой у тебя и продан будет тебе, не порабощай его работой рабской. // Как наемник, как поселенец должен он быть у тебя; до года Юбилейного пусть работает у тебя, // А тогда отойдет от тебя, сам и сыны его с ним, и возвратится к земле своей, и во владение отцов своих вступит опять" (Лев 25:8—13, 39—41; здесь и далее — перевод Д. Йосифона). Таким образом, основные заповеди Й. включают запрет на сев и жатву в этот год, обязательный возврат исконным владельцам утраченных или проданных ими земельных наделов и освобождение евреев, попавших за долги в рабство. Эти предписания основываются на двух положениях: земля принадлежит Богу ("А земля не может быть продаваема навеки, ибо Моя земля; вы же пришельцы и поселенцы у меня" — Лев 25:23), а только Бог владеет народом Израиля (см. Йисраэль, Избранный народ) как своими рабами ("...ибо Мне сыны Йисраэлевы рабы; они — Мои рабы, которых Я вывел из земли Египетской" — Лев 25:55). Социальной целью законов Й. было сохранение преемственности землевладения и восстановление в правах наследственного владельца, чтобы сохранить целостность и неотчуждаемость наделов колен Израилевых (см.; см. также Йисраэль). Стих "и возвратитесь каждый во владение свое" (Лев 25:10) в эпоху Талмуда был интерпретирован как указание на то, что после угона в ассирийский плен в конце 8 в. до н. э. (см. Танах) колен Реувена (Рувима) и Гада, а также половины колена Менашше (Манассии) полное соблюдение законов Й. невозможно (Талмуд Иерусалимский, Гиттин 4:3, 45г). Однако целый ряд предписаний (например, отмена долгов) оставался в силе и в более поздние времена. Начиная с эпохи Второго Храма (см. Храм), предписания Й. рассматривались не как строгие установления Закона (см. Ѓалаха), а как раввинские постановления (см. Раввин, Раввинистическая литература), что позволило внести в них некоторые послабления, в том числе и касающиеся Субботнего года. Наиболее существенным актом, смягчающим действие закона, было введение выдающимся законоучителем Ѓиллелем так называемого просбула — документа, по которому кредитор возлагал взыскание долга на суд. Это было необходимо потому, что заповедь — мицва (см. Мицвот) — о прощении в Субботний год и тем более в Й. долгов привела к появлению многих, сознательно уклоняющихся, с одной стороны, от возврата долга в ожидании Субботнего года или Й., а с другой — от одалживания денег нуждающимся, что входило в противоречие с другой заповедью: "Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из врат твоих в земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим; // Но открой ему руку свою и дай ему взаймы по мере нужды его..." (Втор 15:7—8). При этом Тора предупреждает: "Остерегайся, чтобы не было в сердце твоем злого умысла, чтобы думать: "приближается седьмой год, год прощения", и озлится око твое на нищего брата твоего, и ты не дашь ему; он же возопиет на тебя Господу, и будет на тебе грех. // Давать ты должен ему, и да не будет досадно сердцу твоему, когда дашь ему, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всяком деле твоем и во всяком начинании руки твоей. // Ибо не переведется нуждающийся на земле; потому я и повелеваю тебе, говоря: раскрыть должен ты руку брату твоему, бедному твоему и нищему твоему в земле твоей" (Втор 15:9—11). Просбул не представлял собой нарушения законов о Субботнем годе и Й., ибо у суда нет братьев. Согласно Ѓалахе, все установления, относящиеся к Субботнему году, распространяются и на Й., за исключением возвращения проданной земли ее исконному владельцу и освобождения рабов (по той причине, что евреи с начала новой эры жили в изгнании [см. Галут] и не имели никаких рабов). В литературе таннаев, а также в апокрифах (см.; см. также Псевдоэпиграфы) есть расхождения во мнениях по поводу того, какой именно год считать Й. — 50-й, завершающий предыдущий цикл, или первый год нового семилетнего (и пятидесятилетнего) цикла. Талмуд устанавливает, что по согласованию мудрецов-законоучителей Й. должен быть возвещен звуком шофара, и только тогда он считается законным; в отличие от предписания делать это в Йом-Киппур талмудическая традиция предписывает возвещать Й. в праздник начала Нового года — Рош-ѓа-Шана. Святость Й. теснейшим образом связана в еврейской традиции с особым статусом Субботы (см. Шаббат). На обосновании и исчислении Субботних годов и Й. основана апокрифическая Книга Юбилеев.

Г. В. Синило


Поделиться:

Реклама