Иосиф Обручник - это...

ИОСИФ ОБРУЧНИК, Иосиф Плотник, Святой Иосиф (греч. ’Ioseph [от иврит. Йосеф-Эль — "да умножит Бог", "да прибавит Бог"] o‘Mnestor) — в текстах Нового Завета — супруг Девы Марии (см. Мария), земной отец и воспитатель Иисуса Христа (см.; см. также Йешуа ѓа-Ноцри); прозван Обручником потому, что был, согласно христианским догматам, лишь обручен с Девой Марией и стал ее супругом де-юре, но не де-факто, храня ее девственность. Согласно Евангелиям, И. О. был евреем из израильского колена (см. Йисраэль) Йеѓуды [см.] (Иуды), из царского рода Давида, о чем свидетельствует родословие Иисуса (Матф 1:1—16; Лук 3:23—38). Точнее, это родословие необходимо, чтобы обосновать мессианскую миссию Иисуса, ибо Мессия (см.; см. Машиах), согласно иудейским представлениям (см. Иудаизм), должен выйти из "дома Давидова". Происхождение от Давида, и именно по отцовской линии, настолько важно для мессианских представлений раннего христианства, что евангелистов не смущает тот факт, что И. О. является супругом Марии и отцом Иисуса лишь юридически; кроме того, для них крайне важным оказывается духовное родство И. О., Марии и Иисуса, связанное с особым благочестием И. О., о котором говорится как о праведнике (Матф 1:19). Евангельский текст указывает на то, что И. О. родился в том же городе, что и Давид, — в Бет-Лэхеме (Вифлееме), но жил в галилейском городке Нацерат (Назарет), существующем и ныне (как и Бет-Лэхем): "И пошли все записываться, каждый в свой город (в связи с переписью. — Г. С.). // Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова..." (Лук 2:3—4). В Назарете И. О. был ремесленником: согласно традиционному пониманию, плотником, но, как справедливо указывает С. С. Аверинцев, греч. tekton может означать также и "столяр", и "каменщик" (последнее более вероятно, ибо камня в Земле Обетованной [см.] было всегда больше, чем дерева). Таким образом, несмотря на царское происхождение, И. О. вел очень простой образ жизни и, исходя из данных Евангелий, был бедным человеком: так, Мария, согласно законам Торы, приносит через сорок дней после рождения своего Первенца (семь дней — до обрезания [см.] младенца, а затем еще тридцать три дня очищения — Лев 12:1—4) в Иерусалимский Храм (см. Храм) жертву за очищение после родов, а также выкуп за сына-первенца (см. Выкуп первенца) в виде двух горлиц (голубей), что разрешалось малоимущим (Лев 12:8). "Из соединения традиционалистского семейного аристократизма, трудовой бедности и кроткой праведности слагается облик Иосифа" (С. С. Аверинцев).

Согласно Евангелию от Матфея (см.; см. Евангелие), И. О. и Мария обручились, но когда наступил момент начала их совместной супружеской жизни, И. О. обнаружил, что его жена уже беременна: "...прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого" (Матф 1:18). Однако И. О. не знал, что это "от Духа Святого" и был смущен; будучи, однако, человеком праведным, он решил не предавать это огласке, чтобы не причинять страданий Марии, и "хотел тайно отпустить Ее" (Матф 1:19). В ответ на эти его помыслы к нему во сне явился Ангел Господень (см. Гавриэль) и возвестил особую святость и мессианское предназначение Младенца, который родится у Марии: "Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; // Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их" (Матф 1:20—21). И. О. поступает в соответствии со словами ангела, смиряет себя, хранит девственность Марии и сам нарекает ее сына так, как было ему открыто: "И не знал ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус" (Матф 1:25). Далее в Евангелиях сообщается о других детях Марии, братьях и сестрах Иисуса (Матф 13:55—56; Мар 6:3) — судя по контексту, именно родных Его братьях и сестрах (см. Иаков Праведный, Иуда Апостол, Иуда, брат Иисуса), хотя догматическое христианское богословие отказывается подобным образом интерпретировать эти фрагменты, провозглашая не только догмат о непорочном зачатии, но добавляя к нему представление о пожизненной девственности Марии. В таком случае упоминаемые в Евангелиях братья Иисуса считаются или Его двоюродными братьями (см. Иаков Алфеев, Иуда Фаддей), или сводными — детьми И. О. от первого брака. Последнее понимание в большей степени характерно для апокрифической традиции, которая в связи с этим представляет И. О. преклонным вдовцом, избраным быть хранителем девственности Марии не только за свою праведность, но и по причине почтенной старости. Это оказало влияние на иконографию: обычно И. О. изображается почтенным старцем. Однако некоторые латиноязычные Отцы Церкви считали И. О. девственником, как и Марию, и представляли их брак особой мистической реальностью, свободной от всего плотского, — как брак не "во едину плоть", но "во единый дух и во едину веру" (например, схоласт начала 12 в. Руперт из Дейца). Далее подобный подход возрождается в католической мистике 15 в. (например, у французского мистика Ж. Герсона), что также находит отражение в иконографии в образе молодого И. О., как на полотне Рафаэля "Обручение Марии" (1504). Согласно раннехристианскому апокрифу "Книга о рождестве Марии" (ок. 200), получившему впоследствии название "Первоевангелие Иакова Младшего", И. О. был специально избран священниками (см. Коѓэн) Иерусалимского Храма для охраны девственности Марии, когда ее дальнейшая жизнь при Иерусалимском Храме стала невозможной по ритуальным причинам. При этом И. О. избирают благодаря чуду, совершающемуся с его посохом: из него вылетает голубица (этот мотив не только типологически родствен чуду с посохом Аарона [см.], покрывшимся обильно цветами миндаля, но и прямо на него опирается).

После рождения Иисуса И. О. еще дважды получает особые Откровения. Во второй раз ангел, явившийся ему во сне, предупреждает об угрозе для жизни Младенца со стороны царя Ирода и повелевает бежать в Египет (Матф 2:13—14). И. О. выполняет это повеление и остается в Египте с Марией и Иисусом до смерти Ирода. А затем и в Египте ангел сообщает о том, что опасность миновала и можно возвратиться на родину: "...встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца" (Матф 2:20). Придя в Землю Израилеву, И. О. узнает, что вместо Ирода царствует его сын Архелай, и из предосторожности удаляется со Святым Семейством в Галилею, поселившись в Назарете (Матф 2:23). В последний раз в евангельском тексте И. О. появляется в рассказе о паломничестве Святого Семейства на Пасху иудейскую (см. Песах) в Иерусалим, когда Иисусу уже исполнилось 12 лет и когда на обратном пути Его потеряли родители (см. Евангелие). В Евангелиях ничего не сообщается о смерти И. О., но, вероятно, он умер ранее конца земной жизни Иисуса, потому что тогда Иисус не стал бы препоручать Свою Мать, Деву Марию, заботам Иоанна Богослова (см.; см. Иоан 19:26—27).

И. О. посвящен апокриф "История об Иосифе Плотнике", возникший в Египте на рубеже 3—4 вв. В нем повествуется о том, как И. О. совершил паломничество в Иерусалим, чтобы испросить помощи самого архангела Михаила в час своей смерти. При этом Христос пообещал И. О., что его тело не истлеет до "тысячелетней трапезы", т. е. пришествия Иисуса через тысячу лет и установления на земле Царства Небесного (см.; см. Хилиазм). Согласно апокрифу, И. О. умер в возрасте ста одиннадцати лет и его погребение было совершено ангелами.

Момент обручения И. О. и Девы Марии имеет особый мистический смысл в католической традиции — как в культе (например, почитание обручального кольца Марии в Перудже), так и в мистической литературе и живописи. В целом же интерпретации брака И. О. и Девы Марии существенно различаются в западной (католической) и восточной (православной) христианских традициях. Как пишет С. С. Аверинцев, "обе исходят из безусловной полноты физической и духовной девственности Марии до и после рождения Иисуса; первая делает из этой предпосылки вывод, что имела место лишь условная видимость брака, назначенная укрыть от людей (и, воможно, бесов) тайну девственного зачатия, и за пределами этого назначения едва ли имеющая какой-либо смысл, так что Мария постоянно именуется у православных авторов "неискусобрачной" (греч. apeisogamos, "не испытавшая брака"); вторая, напротив, настаивает на том, что брак Марии и Иосифа, будучи абсолютно свободен от всякого плотского элемента, является мистической реальностью особого порядка... ...так что Иосиф — действительно супруг Девы Марии и в своем отношении к Христу причастен отцовству Отца небесного как Его земной образ".

Г. В. Синило


Поделиться:

Реклама