Иосиф Флавий - это...
ИОСИФ ФЛАВИЙ, Йосеф бен Маттитьяѓу (ок. 38 — после 100) — еврейский историк, один из крупнейших представителей еврейско-эллинистической литературы, оставивший важнейшие свидетельства о библейской истории эпохи Второго Храма (см. Храм) и первым написавший сочинения, содержащие историческое и религиозно-этическое обоснование и апологетику иудаизма.
И. Ф. родился в Иерусалиме (см. Йерушалаим) в аристократической священнической семье (см. Коѓэн). По линии матери он состоял в родстве с Хасмонеями (см. Хашмонаим). В возрасте 16 лет примкнул к некоему Баннусу, члену одной из аскетических сект, возможно, ессейской (см. Ессеи), и три года вел отшельнический образ жизни. В 64 он был послан в Рим с поручением добиться освобождения нескольких коѓэнов, арестованных и отправленных туда прокуратором Феликсом. Рим произвел очень сильное впечатление на 26-летнего И. Ф.
Когда в 66 началась Иудейская война (Великое восстание против Рима), И. Ф. был отправлен иерусалимскими властями возглавить силы повстанцев в Галилее, на наиболее важном участке первого этапа войны. Однако местные руководители, и прежде всего Йоханан Гисхальский, не желали подчиняться иерусалимскому эмиссару, и между ними и И. Ф. возникли конфликты, продолжавшиеся вплоть до прибытия Веспасиана в 67. Повстанцы были застигнуты врасплох началом военных действий и не смогли взять инициативу в свои руки. Кроме того, галилейские города были укреплены И. Ф. так, что могли защитить самих себя, но не создавали единую оборонительную систему, и потому последняя была быстро сломлена. Сопротивление в Галилее было окончательно подавлено, когда после шестинедельной осады пал город Йодфат (греч. Иотопата). И. Ф., возглавлявший его оборону, укрылся в пещере с 40 повстанцами. Согласно его собственному рассказу, повстанцы решили умертвить друг друга по жребию, чтобы не попасть в руки римлян, т. е. принять смерть в освящение Имени Божьего; однако И. Ф., искусно бросая жребий, сумел оказаться одним из двух последних оставшихся в живых, а затем убедил своего соратника выйти из пещеры и сдаться в плен. Веспасиан приказал заковать пленника в оковы, но сохранил ему жизнь, чтобы провести затем с другими знатными пленными в триумфальном шествии в Риме. Кроме того, стремясь сохранить жизнь, И. Ф. выступил перед Веспасианом и его легионерами с "пророчеством", утверждавшим, что мессианские пророчества (см. Машиах) Танаха (см.; см. также Библия, Ветхий Завет) о владыке и спасителе мира, который выйдет из Иудеи, относится к Веспасиану. Это сыграло определенную роль в том, что после смерти Нерона римские легионы в Сирии и Палестине провозгласили Веспасиана императором Рима. После того, как это произошло в Кесарии, резиденции прокураторов Иудеи и административном центре страны при римлянах, Веспасиан приказал снять с И. Ф. оковы. Когда Тит сменил отца на посту главнокомандующего, И. Ф. присоединился к нему и во время осады Иерусалима несколько раз обращался к повстанцам с предложением прекратить сопротивление, что вызвало ненависть к нему защитников города (во время одного из таких обращений он был ранен). Когда Иерусалим пал, Тит разрешил И. Ф. спасти из руин города то, что он пожелает, и И. Ф. спас свиток Торы. Тит пожаловал И. Ф. земли в Изреельской долине вместо конфискованного римлянами имения под Иерусалимом. После окончания Иудейской войны (73) И. Ф. поселился в Риме, где ему было даровано римское гражданство, назначено денежное содержание и предоставлено право жить при римском дворе. С тех пор И. Ф. никогда больше не был на родине, а его отношения с евреями, оказавшимися в Риме, были крайне напряженными, ибо последние видели в И. Ф. предателя.
Основными сочинениями И. Ф., важными для прояснения контекста сложного, переходного времени рубежа эр, а также имеющими большую историческую и литературную ценность, являются "Иудейская война" и "Иудейские древности". Первое сочинение (полное название — "История Иудейской войны против римлян") было написано в двух версиях — на греческом и арамейском языках (последняя не сохранилась) и, вероятно, явилось определенной платой И. Ф. императору за свои свободу и благосостояние. С одной стороны, И. Ф. следует концепции Полибия, согласно которой исторический труд должен строго следовать фактам и излагать только факты, и во введении заявляет, что он беспристрастно описывает войну евреев против римлян; с другой — очевидно, что он следует определенной концепции, затушевывая одни факты и гипертрофируя другие. Так, он не только умалчивает о своих просчетах как военачальника, но и расточает себе похвалы. Кроме того, И. Ф. стремится представить Иудейскую войну как войну, навязанную еврейскому народу разбойниками-повстанцами — зелотами, а римские методы ведения войны — как безупречные, щадящие и даже направленные на спасение еврейского народа. В то же время даже антиеврейски настроенный римский историк Тацит сообщает о тотальной народной войне против Рима и описывает жестокости, с которыми подавлялось восстание. И. Ф. сознательно преуменьшает роль мессианского движения в Иудее как основного вдохновителя восстания и стремится доказать, что последнее было делом рук лишь узкого круга антиримски настроенных людей. Возможно, он делает это для того, чтобы реабилитировать еврейский народ в глазах римлян и смягчить отношение к нему. При всех недостатках "Иудейская война" остается ценнейшим историческим документом, отличающимся к тому же несомненными художественными достоинствами.
Название самого крупного произведения И. Ф., написанного по-гречески, — "Иудейские древности" — сознательно отсылает читателя к "Римским древностям" Дионисия Галикарнасского и одновременно несет в себе сверхзадачу автора: доказать, что еврейский народ является не менее древним, чем римский, и имеет свою славную историю, религию, культуру, свои духовные ценности. Воочию убедившись во враждебном отношении язычников к евреям, в антисемитских настроениях римлян, считавших евреев дикарями и варварами, И. Ф. пришел к выводу, что причиной таких взглядов и настроений является незнание язычниками истории и религии народа Израиля (см. Йисраэль). Он стремится преподать урок язычникам, защитить еврейский народ, дать ясное и стройное изложение древней истории, запечатленной в еврейской Библии, или Танахе, используя при этом эстетику и стилистику греко-римской исторической прозы. И. Ф. опирается на греческий текст Септуагинты в версии, значительно отличающейся от существующей ныне. Давая свое изложение текста Танаха, И. Ф., в сущности, предлагает его определенную интерпретацию, совершенно явно опирающуюся на Аггаду, причем некоторые из аггадических толкований сохранились только у него. И. Ф. касается также и проблем Ѓалахи; в некоторых случаях (особенно в 4-й книге) приводятся галахические постановления, отличающиеся от известных по классическим раввинистическим источникам (см. Раввин, Раввинистическая литература, Талмуд); как предполагают, это связано либо с забытой с течением времени, либо отвергнутой галахической традицией. Обращает на себя внимание то, что в "Иудейских древностях" даже не упоминаются пророческие книги (см. Пророков Книги). Вероятно, это объясняется тем, что И. Ф. предназначал свою книгу в первую очередь читателю-нееврею и поэтому счел, что дух еврейского пророчества будет ему непонятен. Возможно, дело также в том, что в сочинениях пророков отражена их неустанная и последовательная борьба против язычества, в них содержатся суровые инвективы и приговоры языческим цивилизациям.
Для описания тех этапов еврейской истории, которые остались за рамками Танаха, И. Ф. обращается к другим источникам: для воссоздания периода правления Птолемеев — к т. н. посланию Аристея, содержащему предание о возникновении Септуагинты, для описания эпохи Хасмонеев — к 1-й Книге Маккавеев (см. Маккавеев Книги). Кроме того, существуют указания, что в изложении истории дома Хасмонеев И. Ф. пользовался также обширным историческим сочинением на иврите, переведенным позднее на греческий язык и не сохранившимся. Испытывая симпатии к Риму, И. Ф. приводит в своей книге ряд документов, свидетельствующих о благожелательном отношении римских властей к еврейским общинам диаспоры и подчеркивает ненависть к евреям греков и эллинизированного населения империи.
Страстной апологией иудаизма является небольшая работа И. Ф. "Против Апиона, или О древности еврейского народа", возникшая как ответ на клеветнические заявления антисемитов, и в первую очередь некоего Апиона, зачинщика еврейских погромов в Риме, о варварстве евреев и дикости их образа жизни. И. Ф. раскрывает высокие религиозно-этические ценности иудаизма, демонстрирует его превосходство над эллинистическим язычеством. Перу И. Ф. принадлежит также его автобиография "Жизнь".
В целом сочинения И. Ф. являются источником первостепенной важности для воссоздания исторической картины эпохи Второго Храма. Однако его имя не упоминается ни в Талмуде, ни в Мидрашах, его произведения многие века были неизвестны в еврейской среде. Тем не менее, сохранившиеся о нем предания оформились в эпоху Средневековья в легенду о воине и писателе Йосефе бен Горионе, которому приписывалось анонимное произведение "Сэфер Йосейфон" ("Книга Йосейфона"; на еврейско-греческом языке — "Иосиппон"), содержащее многочисленные заимствования из "Иудейских древностей" и "Иудейской войны". Труды И. Ф. сохранились благодаря Христианской Церкви, которую они привлекли прежде всего как свидетельства времени Иисуса Христа, в особенности "Иудейские древности", содержащие упоминание о сверхъестественной природе Иисуса; однако большинство ученых считает этот фрагмент более поздней вставкой. Стараниями Церкви уже в 6 в. "Иудейские древности" и "Против Апиона" были переведены на латынь. Еще ранее, в 4 в., возник латинский пересказ "Иудейской войны" под названием "Хегесипп" ("Гегесипп").
В современной еврейской культуре и религиозной традиции существуют две диаметрально противоположные точки зрения на личность И. Ф. Согласно первой, он был предателем, который покинул свой народ в самый тяжкий час, перешел в стан врага, стал апологетом Рима и во многом фальсифицировал историческую правду. Согласно другой, И. Ф. исходил из присущей фарисеям (см. Перушим) веры, что важнее сохранить не самостоятельность еврейского государства, но сам еврейский народ, и что выжить можно, только не идя на открытый конфликт с Римом, подчинившись ему; в таком случае к позорному спасению И. Ф. прибег во имя высшего служения своему народу.
Сочинения И. Ф. переведены на все основные европейские языки и на иврит. Древнерусский вольный перевод "Иудейской войны", появившийся в 11 в., оказал влияние на развитие русской воинской повести; следы влияния произведений И. Ф. — через посредство "Иосиппона" — обнаруживаются в "Повести временных лет". После долгого перерыва в годы Советской власти, когда сочинения И. Ф. не издавались, сенсационным стало издание в Минске "Иудейской войны" (в переводе с немецкого), опубликованной в 1991 благодаря усилиям профессора Белорусского государственного университета К. А. Ревяко. В 1992 в Москве, в совместном московско-иерусалимском издательстве "Гешарим" ("Мосты культуры") появился новый перевод "Иудейской войны", выполненный с оригинала (с древнегреческого) М. Финкельбергом и А. Вдовиченко под ред. проф. А. Ковельмана. В этом же издательстве в 1994 вышла работа И. Ф. "Против Апиона, или О древности еврейского народа" в переводе А. Вдовиченко (Филон Александрийский. Против Флакка. О посольстве к Гаю. Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона. М.; И., 1994. — Библиотека Флавиана). В 1994 были также переизданы "Иудейские древности" в переводе Г. Генкеля (М.: Ладомир, 1994; репринт издания 1900; переизданы издательством "Феникс" в Ростове-на-Дону в 2000). Все это свидетельствует о новом всплеске интереса к сочинениям И. Ф. Ему посвящен целый ряд литературных произведений, среди которых наиболее примечательна трилогия Л. Фейхтвангера "Иудейская война" (1932), "Сыновья" (1935), "Настанет день" (1942).
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: