Иосиф Аримафейский - это...

ИОСИФ АРИМАФЕЙСКИЙ (возможно, от иврит. Йосеф ѓа-Рамоти — Йосеф из Рамота, или Раматы, или Рамы) — в христианстве, согласно всем четырем Евангелиям, — благочестивый и знатный еврей, принадлежавший к движению фарисеев (см. Перушим) и бывший членом Синедриона (см. Санѓедрин), высшего законодательного и судебного органа Иудеи, состоявшего из 71 члена. После казни Иисуса Христа (см.; см. также Йешуа ѓа-Ноцри) И. А., не участвовавший в суде Синедриона, пришел к прокуратору Иудеи Понтию Пилату с просьбой разрешить ему снять тело Иисуса с креста, чтобы предать погребению, и похоронил его, завернув его в льняное полотно — плащаницу, в специально подготовленной им (по-видимому, собственной) пещере, высеченной в скале, как и было положено по древнему иудейскому обычаю. В древнейшем из канонических Евангелий — Евангелии от Марка (см.; см. также Евангелие), сказано: "Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия (см. — Г. С.), осмелился войти к Пилату и просил Тела Иисусова. // Пилат удивился, что Он уже умер; и призвав сотника, спросил его: давно ли умер? // И узнав от сотника, отдал Тело Иосифу. // Он, купив плащаницу, и сняв Его, обвил плащаницею и положил Его во гробе, который был высечен в скале; и привалил камень к двери гроба" (Мар 15:43—46). Показательно, что о теле Иисуса заботятся не ученики-апостолы (см. Апостол, Двенадцать апостолов), а благочестивый фарисей (в сцене даже не упомянуты ученики; за действиями И. А. наблюдают две женщны — Мария Магдалина [см.] и Мария Иосиева). В Евангелии от Матфея (см.; см. также Евангелие), где почти дословно повторен этот эпизод (Матф 27:57—60), сказано, что И. А. учился у Иисуса (возможно, более поздняя интерполяция) и что совершенно новая гробница, в которой И. А. положил тело Иисуса, была подготовлена им для себя самого. Далее евангелист Лука (см.; см. также Евангелие), опиравшийся в на два предшествующих Евангелия, добавляет, что И. А. был "человек добрый и правдивый", не участвовавший в суде над Иисусом, хотя и бывший членом совета, т. е. Синедриона (Лук 23:50—53). В Евангелии от Иоанна (см.; см. также Евангелие) И. А. окончательно превращается в ученика Иисуса, но тайного, "из страха от Иудеев", и ему уже помогает в погребении Иисуса Никодим, принесший благовония для умащения тела (Иоан 19:38—40). Текст Евангелия от Иоанна уточняет, что похоронить тело Иисуса нужно было спешно, ибо наступала Суббота (см. Шаббат), когда хоронить нельзя, и пещера, приготовленная И. А. находилась недалеко от места казни, в некоем саду.

Уже в эпоху раннего христианства вокруг И. А. сложилось множество легенд, полнее всего представленных в апокрифическом "Евангелии от Никодима" и получивших широкое хождение в эпоху Средневековья в христианской Европе, где они подверглись множеству дополнений и переработок. Так, одним из известнейших является предание о том, что И. А., снимая тело распятого Христа с креста, собрал в чашу Его кровь. К этому добавился мотив отождествления этой чаши с чашей, служившей Иисусу и апостолам во время Тайной Вечери — встречи Пасхи иудейской (см. Песах), когда по правилам необходимо благословлять и вкушать вино, которому Иисус дает особое толкование, превращающее чашу Тайной Вечери в потир — чашу для причащения. Далее чаша И. А. была отождествлена еще и с чашей Грааля, которая помимо прочих чудесных свойств могла насыщать своих избранников неземными яствами, как насытила она самого И. А. во время его заточения (мотив, отсутствующий в евангельских текстах). Утверждалось, что И. А. занимался миссионерской деятельностью и странствовал с Востока (из Палестины) на Запад вместе со своей чашей, ставшей чашей Грааля. Эта миссионерская деятельность, как указывает С. С. Аверинцев, "неопределенно соотносилась с различными географическими районами и пунктами Западной Европы — от британского монастыря в Гластонбери, где показывали могилу короля Артура, чье имя сплетено с легендами о Граале... Из мест, где хранится и является Грааль, фигурирует город Саррас, где Иосиф Аримафейский обратил в христианство местного короля...".

Г. В. Синило


Определения, значения слова в других словарях:

Энциклопедия мифологии
По преданию, христианство появилось в Британии в I в. после прибытия туда Иосифа Аримафейского, который, согласно апокрифической легенде, был дядей Иисуса Христа. Предполагается, что Иосиф привез с собой чашу, в которой Иисус Христос благословил вино во время Тайной вечери и...

Поделиться:

Реклама