Йом-Киппур - это...
ЙОМ-КИППУР, День Искупления, Судный День (иврит. Йом Киппур — "День Прощения" — термин средневековой раввинистической литературы; в Торе и Талмуде — Йом ѓа-Киппурим; в Мидрашах часто — Киппур; русск. название — День Очищения, День Искупления, Судный День) — в иудаизме — важнейший праздник, предписанный Торой, день поста, покаяния (см. Тшува) и отпущения грехов. Отмечается в десятый день месяца тишрей по лунному календарю (чаще всего — сентябрь); завершает Десять дней покаяния (см.; иврит. — Асерет йемей тшува) — от Рош-ѓа-Шана до Й.-К. Согласно Талмуду, в Рош-ѓа-Шана Бог вершит суд, обозревая поступки людей за минувший год и внося достойных в Книгу Жизни на следующий год, однако эту запись Он скрепляет окончательно подписью лишь в Й.-К. (Тосефта, Рош-ѓа-Шана 1:13). Й.-К. является одним из двух — наряду с Рош-ѓа-Шана — "грозных дней" (Йамим нораим), или Дней Трепета, в иудейской традиции.
Впервые именно в еврейской традиции уже в глубокой древности появляется праздник с такой семантикой: покаяние перед Богом и ближними, очищение души и ее совершенствование. Представление об очищении от грехов было и у других народов древности (например, очищение от скверны пролитой крови у греков). Но только в еврейской традиции это очищение было отождествлено с раскаянием и прощением. Тора именно этот праздник называет "Субботой покоя" (см. Шаббат): "Это Суббота покоя для вас, смиряйте души ваши [постом]; это постановление вечное" (Вайикра, или Лев 16:31; здесь и далее — перевод Д. Йосифона). В Й.-К. Тора предписывает не делать никакой работы и "изнурять душу", т. е. поститься: "И да будет сие для вас постановлением вечным: в седьмой месяц, в десятый день месяца, смиряйте души ваши и никакой работы не делайте, ни туземец, ни пришелец, живущий среди вас. Ибо в сей день искупит [священник] вас, чтобы сделать вас чистыми: от всех грехов ваших пред Господом вы будете очищены" (Лев 16:29—30); "И сказал Господь Моше, говоря: "Но в десятый день седьмого месяца этого — День Искупления, священное собрание да будет у вас; и смиряйте души ваши, и приносите огнепалимую жертву Господу. И никакой работы не делайте в самый день сей, ибо это День Искупления, чтобы искупить вас пред Господом, Богом вашим. А всякая душа, которая не смирит себя в этот самый день, истребится из народа своего. И того, кто будет делать какую-либо работу в этот самый день, истреблю Я душу его из среды народа его. Никакой работы не делайте; [это] устав вечный в роды ваши во всех местах поселения вашего. Это Суббота покоя для вас..." (Лев 23:27—32; ср. Числ 29:7; Ис 58:3, 5; Пс 35:13 и др.).
Всю службу в Й.-К. проводил только первосвященник (коѓэн гадоль), совершая жертвоприношения для очищения Скинии Завета, позднее — Храма, Святая Святых, жертвенника, священной утвари, а также для искупления (см.; см. также Киппур) грехов своих и собственной семьи, всех священников и всего народа (Лев 16:6—16, 32—33). Именно в Й.-К. отпускался в пустыню козел отпущения (см. Авода), на которого первосвященник символически возлагал грехи народа и возглашал всеобщее покаяние (согласно Талмуду, козла низвергали с высокой скалы). Раз в 50 лет (через семью семь Субботних лет; см. Шаббат) в Й.-К. по всей стране трубили в шофар, особый инструмент, сделанный из рога барана в память о жертвоприношении Авраама и чудесном спасении Йицхака (Исаака), и возвещали наступление Йовеля — Юбилейного года, когда полагалось отпускать на волю всех рабов, прощать всех осужденных, всем давать свободу и даже земле дать вздохнуть свободно: "И отсчитай себе семь Субботних лет, семь раз по семи лет, и выйдет у тебя времени семи этих Субботних лет сорок девять лет. И воструби в шофар в седьмой месяц, в десятый день месяца; в День Искупления вострубите в шофар по всей земле вашей. И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее; Юбилей да будет это у вас; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый к семье своей возвратитесь. Юбилеем да будет у вас этот пятидесятый год: не сейте и не жните того, что само вырастет на земле..." (Лев 25:8—11).
В Торе практически ничего не сообщается о ритуале Й.-К. в Иерусалимском Храме, однако представление о нем устной традиции (Устной Торы) зафиксировано в талмудическом трактате "Йома". То, о чем сообщает трактат, в общих чертах соответствует предписаниям, содержащимся в книгах Вайикра (Левит) и Бемидбар (Числа). За неделю до Й.-К. в Иерусалиме происходило торжественное шествие старейшин народа, левитов и священников во главе с первосвященником, который уединялся в одном из отделений Храма и готовился к богослужению. Во время храмовой службы он пять раз менял одеяние, облачаясь в одеяние золотого цвета для обычных жертвоприношений и в ослепительно-белое льняное — для особых жертвоприношений, при которых он шепотом произносил священное Имя Божье (см. Тетраграмматон). Меняя одежды, первосвященник каждый раз совершал ритуальное омовение. Важнейшим моментом службы был тот, когда первосвященник — единственный раз в году — входил в Святая Святых и воскурял там фимиам, опрыскивал кровью жертвенных животных завесу, отделяющую сакральное пространство, где хранился Ковчег Завета, от остального Храма, и молился о благоденствии народа. Выходя из Святая Святых, он читал отрывки из Торы, касающиеся празднования Й.-К. Эта служба длилась целый день, и все присутствовашие при богослужении провожали первосвященника на исходе дня домой, где он праздновал с друзьями "благополучный выход из святилища" (Йома 7:4), так как пребывание в Святая Святых считалось опасным для жизни (и теперь богобоязненные иудеи страшатся приходить на Храмовую гору — ныне территория мусульманского квартала в Иерусалиме — ибо можно случайно оказаться на месте Святая Святых разрушенного Храма). Во многих аггадических сказаниях (см. Аггада) отразилась атмосфера таинственности, священного трепета и страха, связанного с пребыванием первосвященника в Святая Святых, где он прямо мог общаться с Богом. Как полагают исследователи, храмовый ритуал Й.-К. был теснейшим образом связан с главной святыней народа — Ковчегом Завета, для которого и была создана Скиния Завета, а затем Иерусалимский Храм. Вероятно, сам праздник был установлен еще во время скитаний в пустыне, существовал на протяжении эпохи Первого Храма, а затем, после его разрушения и начала Вавилонского пленения, традиция на какое-то время прервалась. Вероятно, она не сразу возобновилась и в отстроенном Втором Храме, так как в этом Храме уже не было Ковчега Завета, но все равно существовала Святая Святых. Указание о возобновлении "дня поста и покаяния" встречается в Книге Нехемьи (Неемии; Неем 8:2). К храмовой службе в Й.-К. исследователи относят описание торжественного обряда жертвоприношения в Книге Премудрости Йеѓошуа Бен-Сиры (Иисуса, сына Сирахова; 50:5—21), датирующейся между 190 и 180 до н. э. Фрагменты "Молитвы Дня Искупления" обнаружены также среди Кумранских свитков.
В Талмуде особая важность Й.-К. подчеркнута тем, что он именуется Йома рабба (арам. "великий день"), Цома рабба ("великий пост") и просто Йома ("день"). "Изнурение души", т. е. пост, предполагает пять запретов: на прием пищи и питья, умывание, умащение тела, ношение кожаной обуви и супружескую близость (Йома 8:1). Запрет на ношение кожаной обуви связан с уменьшением комфорта для тела, но современными раввинами толкуется еще и как невозможность для человека просить милости у Бога, если на ногах обувь из кожи убитых животных. Пост длится в общей сложности 26 часов: начинается за час до праздника и заканчивается спустя 25 часов после его начала. Однако, согласно постановлению талмудических мудрецов, опасность для жизни, необходимость ее спасения (пиккуах нефеш — "спасение души" в значении "спасение жизни"; долг спасения жизни, своей и чужой, когда ей угрожает опасность) отменяет установленные для Й.-К. запреты. Действенность Й.-К. связана прежде всего с глубоким и чистосердечным раскаянием, имеющим силу лишь в отношении проступков против Бога. Что же касается вины перед людьми, то раскаяние считается спасительным только тогда, когда ему предшествует возмещение ущерба и прощение со стороны потерпевшего. Грехи против людей Й.-К. не искупает, "пока не ублаготворишь своего соседа" (Йома 8:9), поэтому рекомендуется начать процесс покаяния задолго до праздника. Необходимо три раза покаянно просить прощения у обиженного человека, если он сразу отказывается простить (но и отказ в прощении считается знаком гордыги, грехом, если это не связано с невосполнимым ущербом).
При всей своей строгости Й.-К. не рассматривается иудаизмом как день печали и скорби, но как день великой радости для Бога и для сынов Израилевых. Согласно Аггаде, Й.-К. является самым великим днем года, соответствующим первому Дню Творения (см. Тора), о котором сказано загадочно: "день один" (Быт 1:5). Согласно Талмуду и Мидрашам, именно в Й.-К. произошли события Акедат Йицхак (см. Авраам, Йицхак), а также вручение пророку Моше Богом вторых Скрижалей Завета. В Пирке де-рабби Элиэзер сказано: "Если бы не Й.-К., свет не существовал бы, ибо им искупаются грехи в этом и грядущем мире... и даже когда все праздники будут отменены, Й.-К. не упразднится".
Для многих современных евреев, отошедших от религиозной традиции, чувство благоговения перед Й.-К. и соблюдение хотя бы некоторых его обычаев часто является формой их единственной связи с иудаизмом.
Г. В. Синило
Поделиться: