Йоханан бен Заккай - это...

ЙОХАНАН БЕН ЗАККАЙ (1 в.) — выдающийся иудейский законоучитель, один из таннаев, чья деятельность после разрушения Второго Храма (см. Храм; см. также Танах) сыграла решающую роль в сохранении как иудаизма, так и аутентичности еврейского народа в галуте — изгнании. Согласно Аггаде, Й. Б. З. прожил 120 лет, из которых сорок лет занимался торговлей, сорок лет учился и сорок лет учил других (согласно научным данным, он умер ок. 80). Й. Б. З. был учеником рабби Ѓиллеля, затем 18 лет жил в г. Арав в Нижней Галилее. Вернувшись в Иерусалим (см. Йерушалаим), он занялся толкованием Торы, "сидя целыми днями в тени Храма" (Песахим 26а). Он стал общепризнанным авторитетом, главой собственной школы, добился особого влияния в народной среде перушим, т. е. фарисеев, и увеличения числа служителей Храма в их среде, что помогло ограничить привилегии "сыновей первосвященников" (Ктуббот 13:1—2), т. е. родовитых жреческих семей, принадлежавших к движению цадоким — саддукеев. Й. Б. З. не был сторонником зелотов, стремившихся к войне с Римом, ибо его идеалом был мир во взаимоотношениях между людьми и народами. Он надеялся на мирное разрешение конфликта с Римом, на спасение Иерусалима. Когда это не оправдалось, он решил спасти главное, что обусловило духовную крепость народа и его сохранение в истории, — Тору. Когда Иерусалим был осажден Веспасианом и уже была ясна обреченность города на гибель (69), он выбрался из города, который изнутри контролировали зелоты, утверждавшие, что всем нужно принять смерть в освящение Имени Божье, — Киддуш ѓа-Шем, и вступил в переговоры с римлянами во имя спасения духовного наследия еврейского народа. Предание рассказывает, что верные ученики Й. Б. З. распустили слухи о смерти учителя и вынесли его из города (хоронили вне городских стен). Й. Б. З. направился в стан Веспасиана и произнес ему "пророчество" (за ним скрывалось ясное видение политической ситуации) о скорой гибели Иерусалима и о том, что Веспасиан взойдет на престол Рима. В ответ на вопрос потрясенного Веспасиана, чего же хочет он, если пророчество исполнится, Й. Б. З. произнес фразу, которая стала крылатой в еврейской традиции: "Дай мне Явне с его мудрецами" (Гиттин 56б). Это означало просьбу о возможности открыть духовную академию — йешиву, где будут изучаться тексты Священного Писания. После провозглашения Веспасиана императором 1 июля 69 Й. Б. З. получил разрешение отправиться в Явне — небольшой городок на западном побережье Иудеи, который он превратил в новый духовный центр еврейского народа. Спустя некоторое время туда переместился Санѓедрин, там началась работа по окончательному отбору, редактированию и кодифицированию текстов еврейской Библии — Танаха (см.; см. также Библия, Ветхий Завет).

Хотя Й. Б. З. предвидел гибель Иерусалима и Храма, он был не меньше других потрясен этим. Продолжая линию еврейских пророков (см. Пророков Книги), Й. Б. З. видел в произошедшей трагедии кару за отступление от заповедей Бога (см. Мицвот, Десять Заповедей). Развивая учение пророков о примате этики над культом, Й. Б. З. учил, что искупление можно обрести без жертвоприношений в Храме — милосердием и любовью к ближнему (Авот де рабби Натан 4:5). Место храмовой службы, по его мнению, должно занять изучение Торы и распространение ее знания в народе, ради чего и создан еврейский народ и человек вообще: "Если ты много занимался Торой, не считай это своей заслугой, ибо для того ты создан" (Авот 2:8). В Аггаде Й. Б. З. предстает неутомимым тружеником, постоянно расширявшим свои познания, изучившим "Танах, Мишну, Гемару [см.], Ѓалаху [см.], Аггаду, тончайшие детали Закона с его комментариями, методы логики и аналогии, космографию и астрономию, правила гематрии [см.], ангелологию и демонологию, народные притчи и таинства небес... от великого до малого... Ни разу за всю жизнь он не вел праздного разговора... никто не заставал его иначе, как за учением... он сам открывал дверь ученикам" (Суккот 28а). Подчеркивается особая вежливость и чрезвычайная скромность Й. Б. З.: "При встрече он первым приветствовал каждого, в том числе нееврея" (Брахот 17а). О себе он говорил: "От мудрости моих учителей я усвоил не более той капли из океана, какую уносит муха, окунувшись в него" (Софрим 16:8). Согласно Тосефте, Й. Б. З. был одним из первых таннаев, занимавшихся мистикой, и, возможно, основателем еврейской мистической традиции (см. Каббала).

Г. В. Синило


Поделиться:

Реклама