Йоханан бар Наппаха - это...

ЙОХАНАН БАР НАППАХА (точнее, бар Нафха, т. е. "сын кузнеца"; ок. 180 — ок. 279) — один из выдающихся иудейских законоучителей (см. Иудаизм), амора (см. Амораи), учение которого составляет значительную часть Иерусалимского и Вавилонского Талмудов (см. Талмуд). В талмудической литературе Й. Б. Н. часто именуется "рабби Йоханан". Й. Б. Н. родился в Эрец-Йисраэль [см.] (Земле Израиля; см. также Йисраэль), в Циппори. Отец Й. Б. Н. умер еще до его рождения, мать — при родах. Он продал имущество, чтобы посвятить себя целиком изучению Торы, и жил в нищете. Некоторое время Й. Б. Н. учился в йешиве рабби Йеѓуды ѓа-Наси в Циппори, однако его главными учителями были Ханина бар Хама, один из последних таннаев, и ранние амораи Яннай и Ошая Рабба. В йешиве последнего в Кесарии Й. Б. Н. проучился 13 лет, затем вернулся в Циппори, где его лекции и проповеди (см. Драша) вызвали живейший интерес и привлекли внимание большого количества слушателей. Спустя некоторое время Й. Б. Н. переселился в Тверию, где основал собственную йешиву, которой руководил до конца своих дней и слава о которой распространилась далеко за пределами Эрец-Йисраэль.

Й. Б. Н. был выдающимся галахистом (см. Ѓалаха), чьи постановления основывались на тщательном анализе текста Мишны и барайт. Его указания, чьему мнению следовать при разногласиях по различным вопросам Ѓалахи, стали общепринятыми в раввинистическом иудаизме (см.; см. также Иудаизм). Вклад Й. Б. Н. в Иерусалимский Талмуд был столь велик, что его долгое время считали единственным составителем этого извода Талмуда, т. е. Гемары Иерусалимского Талмуда. Ученость Й. Б. Н. признавали и вавилонские законоучители, для него же самого единственным авторитетом среди них был Рава. После смерти рабби Шемуэля, преемника Равы, Й. Б. Н. стал общепризнанным авторитетом и для вавилонских законоучителей, многие ученики Равы и Шемуэля стали стекаться в его йешиву. Значителен также вклад Й. Б. Н. в Аггаду. Особенно большое внимание он уделял преданиям о разрушении Второго Храма (см. Храм, Танах) и Иерусалима (см. Йерушалаим; см. также Танах), падении крепости Бетар (см. Танах), а также попытке постичь причину бедствий еврейского народа и прозреть его грядущее. Причину всех несчастий, и прежде всего падения Иерусалима и разрушения Храма, Й. Б. Н. видит в роковой вражде, разделившей евреев, в плохом выполнении заповеди (см. Мицвот) любви к ближнему (Гиттин 55б—57а). Размышляя о грядущем Избавлении (см. Геулла), Й. Б. Н. говорит, что приходу Машиаха [см.] (Мессии) будет предшествовать поколение, в котором все будут либо праведниками, либо грешниками (Санѓедрин 98а), а бедствия достигнут предела. Свойственные иудаизму представления о "предмессианских муках", или "муках рождения Мессии", которые должен испытать в первую очередь избранный народ, заставляют Й. Б. Н. с горечью воскликнуть: "...пусть он [Машиах] приходит, но я не увижу его" (там же). Большое место в учении Й. Б. Н. занимают вопросы чистоты и гармонии семейной жизни, этические вопросы взаимоотношений людей, скромности и умеренности в повседневной жизни. Й. Б. Н. отличался широтой взглядов и особой толерантностью даже в отношении к грешникам и отступникам (Авода Зара 26б; Мегилла 10б; см. Авода зара).

Согласно преданию, Й. Б. Н. был необычайно красив, и его красоту Иерусалимский Талмуд описывает следующим образом: "Кто желал бы получить представление о красоте р. Йоханана, пусть возьмет вазу чистейшего серебра, наполненную гранатовыми зернами и с розовой гирляндой по краю ее, и поместит ее так, чтобы на нее падала игра лучей и теней. Это даст некоторое представление о дивной красоте р. Йоханана" (Бава Мециа 84). Однако еще красивее была его сестра, которую он отдал в жены гладиатору Шимону бен Лакишу, или Реш Лакишу, взяв с него обещание, что он оставит свою профессию и посвятит себя изучению Торы. Это так подействовало на Реш Лакиша, что он стал самым выдающимся учеником своего шурина и в то же время его оппонентом по многим вопросам Ѓалахи. Предание говорит также о том, что Й. Б. Н. пришлось много страдать, ибо он похоронил всех своих десятерых сыновей. Сохранив одну из костей последнего сына, он показывал ее людям, ропщущим на судьбу, чтобы научить их смирению.


Поделиться:

Реклама