Иоанн Златоуст - это...
ИОАНН ЗЛАТОУСТ, Иоанн Хрисостом (греч. Ioannes Chrisostomos; 347—407) — христианский святой, богослов, один из величайших Отцов Церкви. Родился в Антиохии; научное образование, самое лучшее для того времени, получил под руководством матери, умственным и нравственным качествам которой удивлялся Ливаний, учитель И. З. в ораторском искусстве. Согласно свидетельствам, занятия его науками в школе Ливания были настолько успешными, что когда Ливания спросили, кого он оставит после себя преемником в школе, он отвечал: "Оставил бы Иоанна, если бы не отняли его от нас христиане!" Недолго пробыв адвокатом (к этому времени относится его первый литературный опыт — "Похвальное слово императору Валентиниану"), И. З. обратился к изучению христианского богословия под руководством епископа Антиохии св. Мелетия, который и крестил его, а в 370 определил его в клир на должность чтеца. С 372 И. З. продолжил богословское образование. Удалившись вслед за тем в пустыню, И. З. провел там четыре года в обществе монахов, а затем и еще два года в полном уединении. Один из его товарищей по учению, Феодор, также вступил в монашество, но потом покинул монастырь ради антиохийской красавицы Гермионы. Это подало И. З. повод написать второе свое сочинение — "К Феодору падшему" (373). Другой товарищ И. З. — Василий Великий, сделавшись епископом, укорял И. З. за его бегство от высшего священного сана. В ответ на его укоры И. З. написал "Слово о священстве" — одно из лучших произведений святоотеческой литературы: оно изображает идеал христианского пастыря, круг его обязанностей и требуемые от него качества. В это время многие враждовали против монастырей, которые нередко отнимали у общества его лучших людей. По этому поводу И. З. написал три "Слова" "В защиту монашества" (386). Отшельничество рекомендуется здесь как лучшее средство сохранить индивидуальную свободу мысли и чувства от деспотизма общественных нравов и среды и в то же время как лучший способ послужить самому обществу — его высшим, духовно-нравственным интересам. В 397 И. З. был избран архиепископом Константинополя. Но вскоре императрица Евдоксия приняла за личное оскорбление обличения И. З. роскоши и разгула своего двора. И. З. мужественно продолжал исполнять свои обязанности, отнюдь не изменяя своим воззрениям и принципам. Наконец был созван собор преимущественно из врагов И. З., который и осудил его по мелочным и ложным обвинениям (между тем за то, что он "не знает гостеприимства"). И. З. направили в заточение. Едва успел он отбыть из Константинополя, как в столице произошло землетрясение. Евдоксия увидела в нем знамение гнева небесного за гонение, которому она подвергла праведника, и поторопилась возратить И. З. с большой торжественностью. Так как и возвратившись И. З. не переставал в своих проповедях громить пороки общества и мечтать о возможном уничтожении столичного пролетариата, то скоро последовало второе и уже окончательное удаление его с архиепископской кафедры. В 404 он был сослан в г. Кукуз, где он пробыл два года; оттуда его отправили в Питиунт (Пицунду), но он скончался в пути, в Команах. Известно восемьсот четыре проповеди И. З., хотя ряд церковных историков относит к ним более 1000 текстов.
Проповеди И. З. отличались высоким уровнем убедительности и красноречия, умением доходчиво разъяснять сложные фрагменты учения Церкви. Вопросы благотворительности, личного и общественного быта и нравов его времени, разнообразных коллизий между новыми, христианскими началами жизни и наследием античных верований и обычаев дают ценный материал для историка культуры. Высокому достоинству его проповедей много способствовала их форма. Хотя у И. З. было немало проповедей тематизованных, т. н. "Слов" (на разные случаи, на дни памяти святых и т. п.), имеющих единство предмета и риторически-правильную структуру, но излюбленная форма его проповеди — импровизационная, дающая больший простор свободной ассоциации идей. Описания природы и жизни, сравнения и противопоставления чередуются здесь с обличениями и увещаниями. Больше всего И. З. вооружается против тогдашнего театра как учреждения, поддерживавшего миросозерцание и практические принципы язычества. Затем с особенной силой он восстает против тогдашних олигархов, наживавших громадные богатства посредством дарового труда рабов и предававшихся безумной роскоши, тогда как в одном Константинополе насчитывалось до 50 тыс. человек, нуждавшихся в благотворительности. Исходной точкой рассуждений И. З. по этому предмету служила мысль о равенстве всех людей перед Богом и между собой по природе. Богачи имеют право владеть богатствами, но должны правильно их употреблять, побуждаемые естественным человеческим чувством: они должны уделять часть своих богатств на помощь существам одной с ними природы, но обездоленным по причине ненормального устройства общества. По примеру ветхозаветного пророка, который отказывавшихся приносить Богу десятину от своих плодов земных называл похитителями и ворами у бедных, И. З. думает, что "не только присваивать себе чужое, но и не уделять части своего бедным есть грабительство". "Многие осуждают меня за то, что я нападаю на богачей, — говорит И. З., — но зачем они несправедливы к бедным? Обвиняю не богача, а хищника. Ты богат? Не мешаю тебе. Но ты грабитель? Осуждаю тебя. И богачи, и бедняки — равно мои дети". В 11-й беседе на Деяния Апостолов (см. Новый Завет) раскрывается грандиозный план уничтожения пролетариата в христианском государстве по способу, практиковавшемуся некоторое время в ранней Церкви, когда, по сказанию книги Деяний, необходимое для существования было у всех общим. И. З. сознает, однако, что этот проект должен оставаться не более чем проектом, по причине различия между христианами первоначальными и позднейшими. На уничтожении рабства И. З. не настаивал. Он восстает против мнения, будто раб — нечто среднее между человеком и животным: если он иногда и доходит до скотоподобия, то вследствие бесчеловечного обращения с ним рабовладельца. Во всех своих проповедях И. З. говорит тоном властным, отеческим. Когда его упрекали за нападки на еретиков и грешников, он отвечал: "И мы ведем войну, но наша война не живых делает мертвыми, а мертвых (духовно) живыми. Не еретика преследую, а ересь, не грешника, а грех. Сколько бы ты меня ни бранил, от чистого сердца говорю тебе: мир, ибо любовь Отца во мне. Тем более буду любить вас, чем менее любим буду вами". Церковь признала И. З. святым и всегда видела в нем идеал христианского пастыря.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: