Иоанн Скот Эриугена - это...

ИОАНН СКОТ ЭРИУГЕНА (810-877/887) - средневековый философ Родился, по всей видимости, в Ирландии Около 840 приезжает во Францию по приглашению епископа Гинкмара Своим ученым дарованием ИСЭ привлек внимание французского короля Карла Лысого При дворцовой школе короля ИСЭ переводит на латинский язык Псевдо-Дионисия Ареопагита, а так же комментарии к нему Максима Исповедника и трактат Григория Нисского "О творении человека" Был знаком с сочинениями Боэция, с "Категориями" Аристотеля и частично с некоторыми диалогами Платона Мистический монизм и почти пантеистическая онтология у Псевдо-Дионисия Ареопагита оказали огромное влияние на ИСЭ Хотя ИСЭ не знал и не читал Плотина, та мысль о мире и о Боге у Ареопагита, с которой ИСЭ столкнулся, была в своей основе пропитана неоплатонизмом Это заставило его пересмотреть многие положения в ортодоксальном христианстве В 865 он пишет свой главный трактат "О разделении природы", где уже излагает свои мысли в духе неоплатонизма Философ отказывается разделить мнение ортодоксов о том, что Откровение выше разума ИСЭ не оспаривает идею о том, что Библия христиан инспирирована Богом и задача мудреца найти тайный смысл в св Писании, но в любом случае, разум выше веры и авторитета св Отцов Если Откровения учит одному, а разум - другому, то философ должен доверять больше разуму Ибо только так у ИСЭ божественный свет Откровения находит самого себя в человеке Теология не отделяется от философии, но рационализируется в ней В области онтологии ИСЭ приходит к пантеизму Он начинает с того, что выясняет какое отношение имеет Бог к миру, разделяя его природу на модусы бытия Первый - это модус первой природы: не твар-ной, но творящей Природа Бога тут апофатична Он - сущность всякой вещи, Первый и Последний, здесь можно больше сказать о том, кем он не является Вторая природа сотворенная и творящая Это Логос, Разум Отца, который непрерывно созидает миры Третья природа - сотворенная, но не творящая Это эмпирический мир вещей Четвертая природа - творящая и несотворенная Это чистое безотносительное бытие, которое превыше человеческого ума За свой пантеизм ИСЭ дважды был официально осужден апостольской столицей В 1050 - папой Львом IX, а в 1225 - Гонорием III


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
Даже на фоне некоторого оживления культуры, свойственного Каролингскому возрождению, резко выделяется фигура Иоанна Скота Эриугены (ок. 810-ок. 877). Ирландец по происхождению, он пришел во Францию, где жил при дворе Карла Лысого; покровительство короля обеспечило ему...

Поделиться:

Реклама