Иоанн Павел II - это...

ИОАНН ПАВЕЛ II (1920—2005) — Папа Римский (1978—2005). В настоящее время в Ватикане начата подготовка к его канонизации. По национальности поляк, настоящее имя — Кароль Войтыла. Явился первым Папой неитальянского происхождения за 456 лет.

Родился в семье военнослужащего. Во время Второй мировой войны работал в каменоломнях, посещал подпольные курсы при теологическом факультете Ягеллонского университета как семинарист Краковской епархии, где впервые познакомился с вопросами теологии и метафизики. В 1946 был рукоположен в священнический сан и продолжил обучение в Риме в доминиканском университете Angelicum, где в 1948 защитил докторскую диссертацию по моральной теологии.

После возвращения в Польшу в 1948 исполнял обязанности викария в селе Неговиц, а затем в Кракове.

В 1948 Войтыла получил диплом преподавателя теологии на факультете теологии Ягеллонского университета в Кракове, там же защитил габилитационную работу на тему "Оценка возможности обосновать христианскую этику на системе Макса Шелера". Ответ автора исследования прозвучал негативно, но данная тема натолкнула его на мысль о необходимости реформы феноменологии. Работа встретила одобрительные отзывы известных ученых — Ст. Свежавского (ведущего томиста и медиевиста в Польше и Европе) и ученика Э. Гуссерля — Р. Ингардена. С 1955 преподавал в Люблинском католическом университете, продолжая преподавание в Кракове. В 1957, возглавляя кафедру этики в Люблине, где занимался также пастырской работой с молодежью, написал "Любовь и ответственность" (первое издание в 1960). Это был его первый самостоятельный труд, возникший в результате общения со студентами, в котором исследуется актуальнейшая проблема современного мира — сексуальное влечение, вытесненное в подсознание, занявшее в жизни человека место индивидуальной любви. По мысли Войтылы, сексуальность, вместо того, чтобы быть возвышенной до личностного уровня, отчуждена от глубинного центра личности. Сексуальный союз двух личностей — выражение их единства, экстаза, в котором центр моральной жизни оказывается вынесенным вне себя, к "другому". Любить другого, в конечном итоге означает любить Бога, который есть Любовь.

Будучи профессором философии Люблинского и Краковского университетов, стал викарным епископом (1958) и архиепископом-митрополитом (1963) Кракова, а также кардиналом (1967). Свободно владел итальянским, английским, немецким, французским, испанским и португальским языками, а также латынью.

В 1962 Войтыла выехал для участия в работе II Ватиканского Вселенского Собора (см. Ватиканский Собор II), в котором архиепископ (с 1964) Войтыла принимал непосредственное участие в качестве председателя Епископальной комиссии по делам Светского апостолата.

Во время подготовки ко Второму Ватиканскому Собору Войтыла пишет работу "Личность и Поступок", доработанную на основе опыта Собора и вышедшую в окончательном варианте в 1969 г. С точки зрения автора, причина личностного поступка — глубинный опыт бытия, личность есть собственно субъект поступка, а не просто место возникновения и протекания психических явлений. Личность сознательно принимает решения, руководствуясь в своем выборе знанием о моральном добре и зле, реализуется не в процессе подавления естественных импульсов тела и души, но посредством управления ими, интеграции их в едином поступке, который выражает личностную целостность. Одно из фундаментальных качеств личности — участие, связь, совместное действие с другими людьми.

В 1977 университетом им. Гутенберга в Майнце Войтыле была присуждена почетная докторская степень.

На период его понтификата выпали величайшие исторические события — распад коммунистической системы и исчезновение атеистического государства СССР. Личность поляка на троне святого Петра во многом способствовала религиозному возрождению в Польше и в странах Восточной Европы, вдохновляла на антикоммунистическую борьбу рабочих профсоюза "Солидарность".

В энцикликах призывал не к свержению той или иной политической системы, но следованию Истине, которая является единственным условием сохранения свободы.

Первой энцикликой понтифика стал текст "Искупитель человека" (1979). В его начале говорится: "Искупитель человека Иисус Христос есть центр космоса и истории". Иисус — Бог, воплотившийся в конкретном человеке и ставший исторической личностью, — изображается как эталон человека. Церковь выступает как главный опекун людей: каждый человек "в силу тайны искупления поручается попечению Церкви". При этом "на дороге, которая ведет от Христа к человеку, где Христос соединяется с каждым человеком, никто не может остановить Церковь". Подчеркивается, что Церковь не располагает иным оружием, "кроме оружия духа, слова и любви", а поэтому ее вклад в преодоление глобальных проблем человечества будет в достижении приоритета этики над техникой, личности — над вещью, духа — над материей.

Энциклика "Богат в милосердие" (1980) была в основном посвящена Богу Отцу, сущность которого раскрывается через милосердие как проявление действенной любви. Философско-теологический смысл данной энциклики заключался в обосновании необходимости совмещать антропоцентрический и теоцентрический подходы к оценке и решению глобальных проблем современности: угрозы термоядерной войны, а также острых экологических, демографических, экономических и нравственных вопросов. Так, текст гласит: "Чем больше деятельность Церкви обращается к человеку, т. е. чем больше она становится антропоцентрической, тем больше следует ее подкреплять и усовершенствовать теоцентричностью… Хотя различные взгляды людей и даже духовные течения склонны разделять и даже противопоставлять теоцентризм и антропоцентризм, однако Церковь, следуя за Христом, старается их в истории человечества тесно и гармонично соединить".

В энциклике "Трудом своим" ("О смысле и достоинстве человеческого труда", 1981) была затронута тема прав трудящихся и проблема справедливости в отношениях между трудом и капиталом. Энциклика включала введение и 4 раздела: "Труд и человек", "Конфликт между трудом и капиталом на современном этапе истории", "Права трудящихся", "Элементы, влияющие на духовность труда". Подчеркивается, что труд выступает отличительной особенностью человека и всего человечества. Труд — благо для людей, ибо лишь с его помощью человек осуществляет самого себя как человека. Труд — основа семьи и общества. Истоки конфликта между трудом и капиталом энциклика усматривает в заблуждениях "экономизма" и материализма. Обращается внимание на то, что в христианстве право частной собственности никогда не считалось абсолютным, но связывалось со всеобщим предназначением жизненных благ. Поэтому были осуждены чрезмерная эксплуатация трудящихся и безработица. Особо акцентировалось то обстоятельство, что огосударствление в условиях коллективизма социалистического строя является не обобществлением средств производства и природных богатств, а их присвоением партийно-советской бюрократией. В противовес реальной практике социализма предлагалось достичь органического сотрудничества труда и капитала. "Католическая церковь признает право трудящихся на забастовку, хотя и считает ее крайней мерой", — было записано в энциклике, тем не менее, это было воспринято как почти открытое благословение понтифика на борьбу трудящихся за свои права.

Энциклика "Апостолы славян" (1985) была издана к 1100-летней годовщине смерти св. Мефодия, совместно со св. Кириллом составившим славянскую азбуку, переводившим на славянский язык церковную литературу, проповедовавшим среди славян христианство. Осуществляли они эту деятельность с благословления как Патриарха Константинополя, так и Папы Римского. (Поэтому 31 декабря 1980 понтифик провозгласил святых Кирилла и Мефодия сопокровителями Европы — наряду со св. Бенедиктом, провозглашенным покровителем Европы 24 октября 1964 Папой Павлом VI.) Кирилл и Мефодий трактуются в энциклике как предшественники экуменизма и как образцовые миссионеры, не только внедрявшие христианскую веру в культуру иных народов, но и встречным духовным движением обогащавшие католичество достижениями культуры последних.

В энциклике "Божественный и животворящий" (1986) осмысливались место и роль Св. Духа (см. Дух Святой) в жизни Церкви и мира. Вместе с энцикликами "Богат в милосердие" и "Искупитель человека" она составила трилогию, посвященную христианскому учению о Св. Троице. Опубликование ее выступило одной из акций по укреплению Церкви накануне 2000-летнего юбилея христианства. Основными причинами глобальных проблем современного человечества называются сопротивление природы людей нисхождению Св. Духа, ее греховность, распространение материализма (особенно в его "диалектической" и "исторической" версиях). Действие же "животворящего Святого Духа" оценивается как основа жизни человека, руководящая, спасающая и одухотворяющая его.

Энциклика "Матерь Искупителя" (1987) была посвящена "роли Девы Марии в жизни Церкви в пути". Была приурочена к 1000-летию крещения Руси. Находясь в центре мира, сама "Церковь есть мать". Испытав как Мать Распятого тайну Креста, Дева Мария постигла тайну божественного милосердия. Мария, подготовленная Святым Духом к рождению Сына Божьего, постоянно участвует в рождении и воспитании новых поколений верующих. Ключом к пониманию Марии является вера, ибо на "дар Бога" Мария ответила именно ею. В истории человечества Церковь видит Пресвятую Матерь Божью помощницей христианских народов в беспрестанной борьбе между добром и злом. Дева Мария — "общая мать всех христиан" — предстала "иконой неделимой Церкви", являясь образом "надежды, которая никогда не обманывает".

Энциклика "Забота об общественном" была оглашена в марте 1988 с датой издания 30 января 1987 в честь 20-й годовщины энциклики Павла VI "Развитие народов". По убеждению понтифика, социальная доктрина католичества независима и не является "третьим путем" между либеральным капитализмом и марксистским коллективизмом. Ее цель — выяснить действительность существования человеческого общества в контексте его соответствия / несоответствия Евангелию. Доктрина эта относится к сфере нравственной теологии, провозглашая, в частности, что "блага этого мира изначально были предназначены для всех". "Право частной собственности является правильным и необходимым", хотя и "не может быть интерпретировано как безусловный догмат".

В энциклике "Да будут все едино" (1995) — окружном послании об экуменическом долге — он призвал христиан всех конфессий помочь ему выработать новую форму осуществления первенства, выступающего основным препятствием на пути к единству христиан.

Неоднократно посещал на протяжении своего понтификата страны Латинской Америки и Карибского бассейна, Дальнего Востока, Европы и Африки, США и Канаду, Индию и Австралию. Очень важными событиями в истории Церкви были посещение понтификом Римской синагоги и Дамасской мечети, молитва перед Стеной плача в Иерусалиме и две межрелигиозные встречи в Ассизи. Огромна его заслуга в признании вины Католической Церкви перед представителями иных конфессий — понтифик лично просил прощения за крестовые походы и преследования иудеев, не имея возможности по состоянию здоровья посетить острова Океании, он по электронной почте послал свое послание туземному населению с просьбой о прощении за злоупотребления миссионеров. В течение 1979—2002 Его Святейшество посетил около 100 государств мира и осуществил канонизацию примерно 1800 святых в различных странах.

Тем не менее, его деятельность не осталась без острой критики как со стороны церковных консерваторов, не принявших модернизационного курса II Ватиканского Собора, так и со стороны приверженцев преобразований, "прогрессистов", считающих, что понтифик был непоследователен в претворении в жизнь идей Собора, порой в силу изначальной консервативности польского Костела.

В общественной жизни понтифик придерживался традиционалистских католических взглядов, отвергая аборты, использование контрацептивных средств, разводы и участие в политической деятельности монахинь и священников, а также посвящение женщин в священнослужители.

Д. В. Серебряков, А. А. Грицанов


Поделиться:

Реклама