Иоанн Дамаскин - это...

ИОАНН ДАМАСКИН (родовое имя Мансур, т. е. "победительный"; ок. 675 — до 750) — византийский богослов и философ, один из греческих Отцов Церкви, систематизатор идей греческой патристики. По происхождению сириец, провел всю жизнь в Дамасском халифате. Некоторое время — премьер-министр этого государства. Главное сочинение — "Источник знания", компендиум философских и богословских знаний своего времени. По мысли И. Д., "философия есть познание сущего, поскольку оно сущее, то есть познание природы сущего... Философия есть познание вещей Божественных и человеческих, то есть видимых и невидимых... Философия есть помышление о смерти, как произвольной, так и естественной... Философия есть уподобление Богу... через мудрость, которая есть истинное познание блага; и через справедливость, которая есть нелицеприятное воздаяние каждому должного; и через праведность, которая превышает меру справедливости... Философия есть любовь к мудрости; истинная же мудрость есть Бог... любовь к Богу есть истинная философия". Считается классиком применения античной школьной логики к систематизации церковного учения (В. Виндельбанд). Оппонент иконоборчества (сочинение "Против отвергающих святые иконы").

"Источник знания" И. Д. заключает в себе три части: "Диалектику", "Книгу о ересях" (осмыслено 103 ереси) и "Точное изложение православной веры". Первая содержит философскую пропедевтику, излагая, главным образом, онтологию Аристотеля, вторая — компилятивная — дает, главным образом, на основании Епифания (см. Епифаний Кипрский), сведения о ересях, с прибавлением сообщений о мусульманстве и иконоборчестве; третья — свод догматических воззрений, развитых соборами и виднейшими Отцами Церкви, особенно Григорием Богословом.

"Точное изложение православной веры" было написано И. Д. в конце жизни. Оно служило образцом для богословов не только восточных, но и западных: главные сочинения Петра Ломбардского и даже Фомы Аквинского иногда суть не что иное, как амплифицированные схоластическим аппаратом переделки богословия И. Д. На славянский язык две части из "Источника знания" — "Диалектика" и "Точное изложение…" — были переведены еще в 10 в.

Из других догматических работ И. Д. могут принадлежать "Книга о православном образе мыслей", "О св. Троице", "О трисвятой песне", "Элементарное введение в догматику". Из полемических сочинений И. Д. выделяются: "Диалог против манихеев", "Состязание православного Иоанна с Манихеем", "Состязание христианина с сарацином", "О драконах и ведьмах", "Против несторианской ереси", "О вере против несториан", "О соединении естеств", "К яковитскому епископу"; против монофизитства — "О двух волях во Христе" и "Три слова против порицающих св. иконы". Аскетические творения: "О св. постах", "О восьми духах злобы", "О добродетелях и пороках", "Священные параллели". Из 13 бесед, приписываемых И. Д., некоторые вызывают сомнение. Церковное предание настойчиво считает И. Д. плодовитым гимнографом (служба на Пасху, особенно пасхальный канон, каноны на Рождество Христово, на Богоявление, на Вознесение, "Октоих" и др.).


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
(ок. 675-753) - визант. богослов, первый систематизатор христ. вероучения, представитель греч, патристики. Гл. соч. - трактат «Источник знания», в к-ром И. Д. стремился систематизировать и подчинить церк. задачам всю совокупность знаний своего времени. В философии использовал...

Поделиться:

Реклама