Иоаким и Анна - это...

ИОАКИМ (иврит. "Господь воздвигнет", "Господь восставит") и АННА (иврит. "милость", "благодать") — в христианстве — родители Девы Марии (см. Мария) и тем самым — Богоотцы, ближайшие предки Иисуса Христа.

И. и А. не упоминаются в Новом Завете, т. к. евангелисты, в соответствии с иудейской концепцией Мессии (см.; см. также Машиах) как сына (потомка) Давида, указывают генеалогию Иисуса только по линии отца, его воспитавшего, — плотника Иосифа (см. Иосиф Обручник), т. е., по выражению С. С. Аверинцева, "как бы в легальной фикции". Но при этом важно, что и сама Дева Мария происходит по линии отца, т. е. Иоакима, из рода Давида. Главным источником сведений об И. и А. в христианском предании является раннехристианский апокриф "Рождество Марии" (ок. 200), созданный, вероятно, в Египте и получивший позднее название "Протоевангелие Иакова" (оно же — "Первоевангелие Иакова Младшего"). Согласно свидетельству этого апокрифа, Иоаким происходил из колена Иуды (см. Йеѓуда), из рода Давида (таким образом, он был дальним родственником плотника Иосифа). Анна же происходила из колена Левия (см. Леви), из рода Первосвященника Аарона, прародителя всех священников (см. Коѓэн), служивших в Скинии Завета и Иерусалимском Храме (см. Храм). Таким образом, для христианского сознания крайне важно, чтобы в браке И. и А. соединились две важнейшие сакральные генеалогические линии иудейского Священного Писания (см. Танах, Ветхий Завет) — царская и мессианская линия Давида и священническая — Аарона, ибо, согласно христианским представлениям, они объединяются в Иисусе Христе как Мессии и одновременно Небесном Первосвященнике, или Иерее.

И. и А. были состоятельными и очень благочестивыми людьми, отдававшими, согласно иудейской традиции, но гораздо больше общепринятых заповедей (см. Мицвот), треть доходов на жертвоприношения и пожертвования в Иерусалимский Храм, треть — на дела милосердия и только треть оставляли себе. Они страстно мечтали о детях, но, несмотря на все их молитвы, Господь не посылал им потомства. Отсутствие детей в древней иудейской традиции (и — шире — во всем Древнем мире) рассматривалось как знак немилости Божьей (или немилости судьбы), какого-то внутреннего изъяна (с другой стороны, однако, все важнейшие личности Танаха, преемники Обетования, особые избранники Божьи, появляются именно от бесплодных или престарелых родителей, как, например, сын Авраама [см.] Исаак [см. Йицхак], пророк Самуил [см. Пророки], мать которого так же, как и мать Девы Марии, звали Ханой, и др.). Поэтому, когда однажды Иоаким в очередной раз пришел в Храм с жертвой, первосвященник отказался принять эту жертву из-за его бездетности, а значит — неугодности этой жертвы Богу. Потрясенный и удрученный Иоаким не пошел домой ("И столь горько стало Иоакиму, и не пошел он к жене своей"), но отправился в пустыню и долго жил там с пастухами, оплакивая на фоне могучей плодоносной природы свое собственное бесплодие. Наконец посланный Господом ангел возвестил Иоакиму радостную весть о том, что у него родится дочь, которая станет матерью Иисуса Христа; ту же весть во время молитвы получает Анна (модель Благовещения, представленная широко уже в текстах Ветхого Завета и особенно важная в Новом Завете, а также архетипический мотив рождения провиденциального младенца от бесплодных или престарелых родителей). В момент явления ангела Анна сидела в своем саду под лавровым деревом и горевала из-за своего бесплодия. Увидев на дереве воробьиное гнездо, она заплакала: "Горе мне, ибо и птицы имеют потомство". После этого она стала молиться Богу и получила Откровение о рождении дочери. Ангел велит И. и А. идти в указанное им место, и радостная встреча пожилых супругов происходит у Золотых Ворот Иерусалима (см. Йерушалаим). И. и А. три года воспитывают свою дочь Марию дома, но затем посвящают ее Богу — как своего первенца (см. Выкуп первенца) — и отдают в Иерусалимский Храм.

В христианстве И. и А. выступают как идеальная супружеская чета, как воплощение чистоты в браке, как наиболее полное выражение брака как мистического таинства, в котором присутствует чудо. Впоследствии в католичестве возникают предания о рождении Девы Марии в результате непорочного зачатия Анны, свершившегося в браке И. и А.; в 19 в. Католическая Церковь приняла это как один из догматов веры. Согласно доктрине францисканцев (см. Франциск Ассизский), зачатие Девы Марии произошло в результате объятия и поцелуя И. и А. у Золотых Ворот, и это чудо явилось первым актом Божественного Спасения. При этом Золотые Ворота сравнивались с porta clausa (лат. "врата затворенные") Иерусалимского Храма, которые были описаны пророком Иезекиилем (см. Йехезкель) в его видениях возрожденного Иерусалима (Иез 44:1—2) и которые в христианской экзегезе выступают как символ девственности Марии (см. Непорочное зачатие).

Как замечает С. С. Аверинцев, "на исходе Средневековья на Западе Анна получает отдельный культ (отражающийся и в иконографии) как целительница болезней, особенно чумы. Народный культ Анны со всеми его грубыми, подчас отталкивающими чертами, но и со всей его жизненностью — тема гротескной поэмы французского поэта 2-й половины 19 в. Т. Корбьера "Площадной рапсод и прощение святой Анны".

Г. В. Синило


Определения, значения слова в других словарях:

Энциклопедия мифологии
(Иоаким - греч.Ίωακειμ, евр. jehôjâqîm, «Яхве воздвигнет»; Анна - греч. Άννα,евр. hânnâh, «благодать», «милость»), в христианском предании родители девы Марии, чета ближайших предков Иисуса Христа (церк.-слав. «богоотцы»). В канонических новозаветных текстах И. и А. не...

Поделиться:

Реклама