Интерсубъективность - это...

- свойствоопыта о мире различных субъектов, связанное с объективностью, независимостью этого опыта от личностных особенностей и ситуаций. Проблема И. возникает как попытка ответить на вопрос, как индивидуальное сознание выходит к опыту другого "Я" и через это - к универсальному горизонту опыта. Эта проблема возникает в монистически ориентированных версиях трансцендентализма (впервые в ясном виде у Фихте), где трансцендентальный субъект полагается реально действующим началом смысловой определенности мира и изучается как таковой путем выявления действий, производящих как собственные, так и трансцендентные структуры. К числу последних относятся не только внешне воспринимаемые предметы, но и другие личности. И. получила специальную разработку в феноменологии Гуссерля, ("К феноменологии интерсубъективности", "Картезианские медитации", "Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология"), где она исследуется через раскрытие имплицитных и эксплицитных интенциональностей и мотиваций, в которых трансцендентальное Я удостоверяется в существовании и опыте Другого. Важную роль здесь играет телесный опыт. Этот опыт Другого (находящегося всегда в абсолютной точке "там", вне моего тела) не может быть мной (живое тело которого всегда в абсолютной точке "здесь") пережит в своей подлинности. Аппрезентация Другого в сфере моего собственного опыта возможна благодаря переносу в фантазии моей телесности в тело Другого и пониманию на этой основе по аналогии со своей - чужой субъективности. В конечном счете механизм опыта Другого определен временным характером бытия-сознания: Другой во мне самом получает значимость через мои собственные воспоминания самого себя (внутреннее сознание-время). Интегральным аналогом интенционального предмета И. выступает жизненный мир, лежащий в основе всех опосредованных связей между людьми. Сартр заменяет трансцендентальное Я потоком безличных актов свободы, в которых конституируются все значимые феномены, в том числе и само Я; отношение между отдельными сознаниями мыслится как фундаментальный конфликт несовместимых свобод. Для Мерло-Понти исходным является не самосознание, а тело, которое через восприятие выступает основой языка и истории как интерсубъективных феноменов. Сознание при этом характеризуется посредством вовлеченности в мир - своего рода экзистенциальным аналогом интенциональности. К проблематике И. относятся и многие разработки психоанализа (напр., идея "архетипа" Юнга). В аналитической философии понятие И. обсуждается в контексте проблематики объективных значений языковых и логических форм, а также - "языковых общностей" (Хинтикка). С ним также связан вопрос о возможности знания о других сознаниях. Понятие И. - одно из ключевых в феноменологической социологии (Шюц, А. Сикурел, Г. Гарфинкель), ее анализ ведется в поиске типических, взаимосогласованных структур сознания и поведения индивидов, формируемых в коммуникациях, интеракциях, в смене социальных ролей и т.д. В.В. Калиниченко Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. М., 1970; К. Held. Das Problem der Intersubjektivitat und die Idee einer phenomenologischen Transzendentalphilosophie // Perspektiven transzendentalphenomenologischer Forschung. (Hrsg. K.Held, U.Claesges). Haag, 1972.


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
- факт множественности субъектов, выступающий основой их общности и коммуникации; структурасубъекта, через интенциональность раскрывающая существование и опыт другого "Я". В аналитической философии И. обсуждается в контексте проблематики объективных значений языковых и...
Философский словарь
- особая общность между познающими субъектами, условие взаимодействия и передачи знания (или - значимости опыта познания) одного для другого. Вплоть до 20 в. гарантией достоверности познания выступала универсальная структура познающего субъекта. Собственно проблема И. ставится...
Философский словарь
- структура индивидуального сознания, отвечающая факту существования других индивидов. И. разрабатывалась в феноменологически ориентированных социальных теориях с целью преодоления дилеммы индивидуального и социального. С И. как проблемой феноменология сталкивается при...
Философский словарь
- особая общность между познающими субъектами, условие взаимодействия и передачи знания (или - значимости опыта познания) одного для другого. Вплоть до 20 в. гарантией достоверности познания выступала универсальная структура познающего субъекта. Собственно проблема И. ставится...
Новейший философский словарь
ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ - особая общность между познающими субъектами, условие взаимодействия и передачи знания (или - значимости опыта познания) одного для другого Вплоть до 20 в гарантией достоверности познания выступала универсальная структура познающего субъекта Собственно...

Поделиться:

Реклама