В переводе со старофранцузского означает: мешать друг другу. Следовательно: 1. Очень общее значение: любой процесс, в котором имеется некоторый конфликт между операциями или действиями, который снижает или сводит на нет результат действий. В непрофессиональных понятиях: вещи, стоящие на пути других вещей. 2. В акустике и оптике – уменьшение амплитуды сложной волнообразной формы, когда две или более типов волн картины в различных фазах поступают одновременно. 3. В социальной психологии – конфликт между противоположными эмоциями, мотивами, ценностями и т.д. 4. В научении и обусловливании – конфликт связей, сформированных между стимулами и реакциями. Обычно в этом случае термин употребляется для обозначения обстоятельств, когда имеются две несовместимые реакции и единственный стимул. Часто торможение (особенно в значении 3) является допустимым синонимом для этого значения; см., например, реципрокное торможение. 5. В научении и теориях памяти – конфликт между информацией в памяти, при котором (а) новую информацию трудно усвоить из-за предыдущего опыта (см. здесь проективная интерференция) или (б) старую информацию трудно припомнить из-за поступающей формации; см. здесь ретроактивная интерференция. Иногда в таких случаях можно встретить торможение (в значении 4), употребляемое как синоним отличие от значения 4, описанного выше, этот способ употребления вводит в заблуждение, особенно в том смысле, что теоретическое определение этих явлений памяти связано с тем, что они вызываются "вещами, встающими на пути других вещей", а не "вещами, ограничивающими другие вещи", как подразумевается в термине торможение. 6. Блок или барьер, создающий трудности для другого человека.
Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского
Интерференция [лат. inter — между, ferens (ferentis) — несущий] — ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате воздействия (наложения) другого материала, с которым оперирует субъект. Традиционно И. изучалась в контексте исследований памяти, процессов научения (в...
Психологический словарь
(от лат. inter - взаимно, между собой и ferio - ударяю, поражаю) - взаимоподавление одновременно осуществляющихся процессов, прежде всего относящихся к познавательной сфере, обусловленное ограниченным объемом распределяемого внимания - .
Психологическая энциклопедия
(от лат. inter - взаимно, между собой + ferio - ударяю, поражаю) - взаимодействие 2 или большего числа одновременных или последовательных процессов, при котором возникает нарушение (подавление), по крайней мере, 1 из них. Иногда И. называют любое взаимодействие, в т. ч. и не...
Психологическая энциклопедия
(лат. inter - между, ferentis - несущий) - нарушение нормального хода одного процесса вмешательством другого.
Психологическая энциклопедия
Словообразование. Происходит от лат. inter - взаимно, между собой + ferio - ударяю, поражаю. Категория. Характеристика познавательного процесса. Специфика. Взаимоподавление одновременно осуществляющихся процессов, прежде всего относящихся к познавательной сфере,...
Психологическая энциклопедия
Интерференция предварительно усвоенного материала, воздействующая на материал, изучаемый в настоящее время. Она является "проективной" в том смысле, что воздействие ин формации, усвоенной в прошлом, направлено "вперед" во времени. Проак-тивная интерференция возникает на...
Психологическая энциклопедия
Интерференция, при которой усвоение нового материала влияет на припоминание ранее усвоенного материала. Она является "ретроактивной" в том смысле, что текущие задачи вмешиваются в процесспоиска блоков памяти, хранящих материап, заучивание которого происходило ранее по времени....
Психологическая энциклопедия
- 1. Взаимоподавление одновременно выполняемых процессов (прежде всего относящихся к познавательной сфере), обусловленное ограниченным объемом распределяемого внимания. 2. Ухудшение сохранения запоминаемого материала в результате воздействия (наложения) другого материала, с коим...
Психологическая энциклопедия
Обстоятельство, которое возникает тогда, когда усваиваются две или более несовместимые реакции на один и тот же стимул. В этом случае или обе реакции будут подавляться и ослабляться, щи одна из них станет доминирующей.
Поделиться: