Инстинктивное поведение животных - это...

Инстинктивное поведение животных [лат. instinctus — побуждение] — видо-специфичное (характерное для данного вида животных) поведение, основанное на врожденной генетической программе, определяющей его важнейшие характеристики. И. п. ж. представляет собой совокупность действий, организованных в целостную систему в тесной координации с другими типами поведения: ориентировочными реакциями, научением и др. К наиболее характерным свойствам И. п. ж. относятся: возможность спонтанного проявления- активная направленность на объекты и ситуации, важные для жизнедеятельности животного- способность выполняться без предварительного научения- стереотипность выполнения всеми представителями данного вида. Долгое время среди натуралистов господствовало виталистическое представление об И. п. ж., ведущее свое происхождение от средневековой христианской концепции инстинкта, сформулированной Фомой Аквинским в XIII в., согласно которой инстинкт — сверхъестественная сила, вложенная в организм Богом. Виталисты считали, что поведение животных, лишенных разума, обладает целесообразностью благодаря сверхъестественной природе инстинкта. Отвергая виталистические взгляды, сторонники рефлекторной теории стали утверждать, что И. п. ж. — просто комбинация рефлексов, и с конца XIX в. эти представления об И. п. ж. стали вытеснять виталистические. В конце 30-х гг. ХХ в. Конрад Лоренц (К. Lorenz) создал концепцию И. п. ж., ставшую основой этологии, отвергнув как виталистическую, так и чисто рефлекторную трактовки. Согласно теории Лоренца, основу И. п. ж. составляют стереотипные движения, позы, звуки и т. п., форма которых закреплена генетически. В этологии их стали называть комплексами фиксированных действий (КФД). Животные испытывают регулярные циклические изменения в готовности выполнять эти действия.

При возрастании мотивации у животного возникает "аппетентное поведение", направленное на поиск особых "ключевых" ("знаковых") стимулов (визуальных, обонятельных и др.), характеризующих жизненно важные для животного ситуации и объекты, и в ответ на эти стимулы животное выполняет КФД. Например, при мотивации к охотничьему поведению аппетентным поведением является поиск добычи, определенные признаки которой, выполняющие роль ключевых стимулов, вызывают у животного КФД, с помощью которых оно хватает добычу. Аппетентное поведение более изменчиво, чем КФД и часто включает научение. Особым случаем ключевых стимулов, ответственных за социальное поведение, являются "релизеры" — возникшие в ходе эволюции демонстративные действия и телесные структуры животных, которые вызывают реакции у особей своего вида, выполняя функцию коммуникации. Опираясь на открытия физиолога Э. фон Хольста (E. von Holst), Лоренц предположил, что в особых центрах в центральной нервной системе постоянно генерируются координированные последовательности импульсов, определяющие координацию движений в КФД, но непосредственная передача этих импульсов к мышцам блокируется. Блокировку способен снимать гипотетический нейросенсорный механизм, названный врожденным разрешающим (пусковым) механизмом (ВРМ или ВПМ) в ответ на ключевые стимулы, реакция на которые является врожденной, и ее избирательность обеспечивается центральной нервной системой. Изменения в уровне мотивации Лоренц метафорически связывал с изменением "специфического потенциала действия", конкретную физиологическую природу должны прояснить будущие исследования. При низком уровне мотивации животное не реагирует на ключевые стимулы или реагирует "незаконченными действиями". Если уровень мотивации растет, а животное не встречает ключевых стимулов, то оно выполняет инстинктивные действия в ответ на неподходящие стимулы. В предельном случае может происходить так называемая "реакция вхолостую", когда действие выполняется в отсутствии стимулов и объекта реакции. Н. Тинберген (N. Tinbergen) на основе теории Лоренца разработал иерархическую модель И. п. ж. В результате исследований, стимулированных концепцией Лоренца и Тинбергена, представления об И. п. ж. усложнились.

Обнаружились противоречия с классической моделью, породившие тенденцию к отказу от нее, но альтернативной теории до сих пор не создано. С 80-х гг. XX в. в этологии возвращается интерес к классической концепции, которая, претерпев корректировку и усовершенствование, сохраняет эвристичность. В современной этологии отказались от деления самого поведения на врожденное, т. е. чисто инстинктивное, и приобретенное, и любое конкретное поведение рассматривается как результат взаимодействия наследственности, детерминирующей одни из его свойств, и индивидуального опыта животного, определяющего другие свойства. В результате термин "И. п. ж." постепенно выходит из употребления, вместо него предпочитают говорить о видоспецифичном поведении, а вместо инстинкта — о генетическом программировании поведения. Этология утверждает, что человек также обладает инстинктивным, т. е. видоспецифичным, поведением, основанным на врожденных генетических программах, которые изучает этология человека.

Е.А. Гороховская


Поделиться:

Реклама