Индуизм - это...

ИНДУИЗМ — общее духовное наследие народов Индии, ядром которого является санскритская культура, представляющая собой совокупность научных, философских, религиозно-мифологических, эстетических, социологических, правовых и этических знаний и норм. И. придерживается большая часть населения Индии, признающая авторитет Вед, Шастр, Агам, Тантр, Итихас и Пуран и противопоставляемая, как, например, в Акте от 1955, кодифицировавшем индусское гражданское право, мусульманам (см. Ислам), зороастрийцам (см. Зороастризм), евреям (см. Еврей, Иудаизм), христианам (см. Христианство), а иногда также локаятикам, буддистам (см. Буддизм), джайнам ( см. Джайнизм) и сикхам. В Индии (где его исповедует приблизительно 83% населения) и Непале И. имеет статус национальной религии. Кроме того, И. — одна из самых распространенных мировых религий (наряду с буддизмом, христианством и исламом), имеющая многочисленных последователей в Шри-Ланке, Пакистане, Бангладеш, Индонезии (о-в Бали), Юго-Восточной Азии, на о-вах Фиджи, Маврикий, в Гайане и ЮАР и снискавшая в этом столетии некоторую популярность в Европе и Америке. О размахе индуистских исследований в мире может говорить готовящаяся к публикации иллюстрированная 18-томная "Энциклопедия И.", которая охватит свыше 10 000 статей, принадлежащих 1250 ученым из разных стран.

Как и название "Индия", термин "И." восходит к персидскому "хиду" (позднее "хинду", житель Синда, Индии — надписи в Накш-и-Рустаме и Персеполе царей Дария, 522—486 до н. э., и Ксеркса, 486—465 до н. э.), носит географический характер (то же, что и "индианизм") и не встречается в индийских священных книгах. Как религиоведческий термин "И." был введен европейцами в 19 в. для обозначения верований, зародившихся в Индии, в силу этого он настолько же объемен, как и понятие "европейская культура", и отличается крайней аморфностью. Различия между исламом и христианством или между иудаизмом и зороастризмом менее выражены, чем между какими-либо крайними течениями И. И. не сводим ни к понятию "религия", ни к понятию "философия", в нем невозможно выделить ни общего кредо, ни набора догм. В нем нет универсально принятого канона, вероучения, Церкви или ритуала, ибо это — не одна, а группа родственных идеологических и религиозно-философских систем, связанных до некоторой степени общностью территории, исторических судеб, литературного и культурного наследия.

Самая древняя и наиболее влиятельная культурная традиция в Индии именует себя вайдик дхарма ("ведийской державой" или "научно устроенным социокосмосом"). Поэтому выяснение природы И. связано с решением вопроса о сущности понятия "ведийская наука" (веда, видья, шастра) и "держава" (дхарма). Как специфическое социокультурное образование, И., видимо, зарождается уже в период раннеземледельческих культур (10—7 тыс. до н. э.), достигает своего апогея в 3 тыс. до н. э. во времена самой великой цивилизации древности, ныне именуемой протоиндийской (индской или хараппской). Памятники культуры раскопанных городов северной Индии сосредоточены главным образом в междуречье Инда и Ганги. Это была высокоразвитая цивилизация с развитым градостроительством, письменностью, унифицированной системой стандартов, тщательно продуманной организацией, развитой наукой и астрономико-мифологической системой. Наиболее вероятным является предположение о том, что формирование основного ядра И. — грандиозного ведийского комплекса научной и философской литературы на санскрите, явившегося стержнем духовного, культурного, политического и социального единства огромного государства городского типа — происходит именно в этот период. Приблизительно с середины 2 тыс. до н. э. значительная часть территории этого супергосударства древности, в особенности прилегающая к Инду и его притокам, приходит в упадок и запустение под воздействием геотектонических сдвигов, изменения русел рек и опустынивания, но прежде всего — вследствие прихода из среднеазиатских степей через проходы Гиндукуша завоевателей, именовавших себя арьями, или ариями. Высокоразвитая цивилизация Мохенджо-Даро и Хараппы была завоевана и частично уничтожена (археологические раскопки свидетельствуют о больших разрушениях). Арии смешались с протоиндийцами и через некоторое время начался взлет классической индийской культуры на ведийском языке и санскрите. При этом центры культуры перемещаются в долину Ганга, Среднюю и Малую Азию, в Восточную и Западную Европу. Носители ведийской санскритской культуры именовали себя ариями ("ярыми", "яркими", "просвещенными" приверженцами Индры, бога полной луны). Термин имел исключительно культурологическое значение, а не этнографическое. Неизбежным следствием миграции из Индии было распространение санскритского языка и ведийского мировоззрения во всем Старом свете. На это указывает степень культурной и языковой близости в зависимости от удаления от Индии: чем дальше — тем меньше сходства и больше различий. Наиболее близкими оказываются иранские народы, затем — славянские, затем литовцы, греки, латиняне, наконец — кельтские, германские и романские народы. Если иранцев просто трудно отличить от древних индийцев, а многие места в Авесте почти идентичны ведийским, то родство романских и индийских народов не столь очевидно. Из современных индоевропейских языков самыми близкими санскриту оказались славянские. Примечательным следом ведийской культуры в белорусском языке является слово "веды", не сохранившееся в таком чистом виде нигде в Европе. Научные, художественные и мифологические представления протоиндийской цивилизации легли в основу И. Хотя протоиндийские тексты представляют собой лишь краткие надписи на печатях, сосудах и иных археологических объектах, индийские арии сохранили в памяти самые ранние из дошедших до нас памятников древнеиндийской и индоевропейской словесности, именуемые Ведами. Веды ("веды", науки) распадаются на два разряда — Шрути ("Слово", "услышанное") и Смрити ("Памятки", "запомненное") — охватывающие все отрасли знания древней цивилизации. Шрути состоит из четырех Вед ("Атхарваведы", "Ригведы", "Самаведы" и "Яджурведы"), связанных с четырьмя сторонами света, лунными четвертями, порами года и посвященных соответственно Меркурию, Юпитеру, Марсу и Венере. Каждая из Вед представлена самхитой (циклом астрономико-календарных хронометрических формул — мантр), брахманами (астрономико-мифологическими пояснениями для священников), араньяками и упанишадами (мифолого-психологическими толкованиями микро-, макрокосмических параллелей). Такие дисциплины, как математика и астрономия (наблюдательная и математическая), медицина и сексология, филология (с такими отделами, как ведийская текстология, этимология, фонетика, грамматика, риторика, поэтика), право и политология, социология и философия со всеми ее основными отделами (космология, мифология, натурфилософия, метафизика, эпистемология, логика, диалектика, психология, этика, эстетика, философия языка, теология, эсхатология), систематизируются в рамках И. во 2—1 тыс. до н. э. на уровне в известном смысле вполне сопоставимом, а порой и превосходящем современный (как в случае грамматики).

Вспомогательные веды или науки в И. включали следующие: аюрведа (медицина), дханурведа (военная наука), гандхарваведа (музыка) и стхапатья-шастра-веда, или шильпа-шастра (наука ваяния и зодчества). Веданга как разряд основной ведийской научной литературы сложился в ведийский период, но обрел систематически законченный вид к 5—2 вв. до н. э. Он включает шесть дисциплин, представленных сборниками сутр (кратких правил): обрядоведение (кальпа), фонетика (шикша), грамматика (вьякарана), этимология (нирукта), просодия (чхандас), астрономия (джьотис). Их назначение — правильное понимание и исполнение ведийских текстов. Обрядоведение (кальпа) представлено брахманами и специальными трактатами, в которых в разной степени отразились как логика, аналитика и систематика, так и практика и теория ритуаловедов, этиков и социологов. Она опиралась на традиционную эпистемологию, теорию праман (источников правильного познания) и предполагала не только систему частных правил рецитации Вед, методику и анализ структуры сопутствующих обрядов, но и объяснение (парибхаша) метаправил их применения, классификацию обрядов, правил поведения и законов организации идеальных и универсальных семьи, общества и государства. Кальпасутры включают шраута-сутры (правила, относящиеся к общественным праздникам), шульва-сутры (измерение календарных алтарей, содержащие начала геометрии), грихья-сутры (правила домашних обрядов), дхарма-сутры и дхарма-шастры (правила устройства хронокосмоса и календаря, государства, общества и семьи), своеобразные конституции, охватившие вопросы астрономии, политологии, социологии, права, этики, религии, педагогики (а иногда и правила этикета, косметики и пр.) идеального общества и глобального государства. Дхарма-шастра (державное веро-нраво-правоучение) рассматривается как важнейшая из этико-правовых дисциплин, освещающих четыре стороны человеческой жизни (чатурварга); другими являются артха-шастра (политология или философия и наука управления государством, опирающаяся на политэкономию и право, науки о сельском и лесном хозяйстве, химию и металлургию, градостроительство и военную науку, ветеринарию и природоохранное законодательство и т. д. и т. п.), кама-шастра (философия удовлетворения желания, систематизирующая правила отношений между полами) и мокша-шастра, наука освобождения или спасения души, представленная даршанами. Наука фонетики (шикша) определяется как учение о звуке, интонации, долготе, ударении, паузе и соединении звуков. Высокий уровень ведийской фонетики засвидетельствован и специальными трактатами, и самими ведийскими мантрами, сохранившимися в слитном (санхита) и в фонетическом варианте (пада-патха). Класс вспомогательной ведийской литературы — пратишакхьи — исследовал фонетику, размер и правила рецитации каждой веды. Вьякаран — кодификация санскритской грамматики, завершившая длительный филолого-аналитический период, произошла к середине 1 тыс. до н. э. в работе Панини "Аштадхьяи" и его комментаторов Катьяяны и Патанджали. Как отмечает В. К. Шохин, индийские филологи-экзегеты продемонстрировали научный потенциал, вполне сопоставимый с достижениями структурной лингвистики и перекрывший проблемное поле многих дисциплин европейского научного знания не одной эпохи. Ведийская этимология, кодифицированная Яской в "Нирукте", отталкивается от положительного решения вопроса о необходимости составления сплошного комментария ко всем Ведам и словаря важных ведийских понятий. Развернувшись как свод трудных ведийских слов и выражений, она перерастает в религиоведение, последовательно толкующее ведийских богов как метафоры и аллегории небесных явлений, что сближает ее с античным эвгемеризмом, византийским богословием и европейской мифологической школой 19 в. Эта традиция находит свое дальнейшее развитие в разветвленной санскритской лексикографии, представленной несколькими сотнями больших и малых словарей (синонимов, омонимов, аналогий, толковых, энциклопедических, специализированных по отраслям знания и т. д.). "Наука ведийских размеров", представленная древней "Чхандах-сутрой" Пингалы и рядом средневековых сочинений (Кшемендры, Хемачандры и др.), излагает правила использования поэтических размеров в ведийской рецитации. Астрономия и первые календари начали зарождаться в Индии еще в каменном веке. Протоиндийцы разработали лунный, солнечный, лунно-солнечный и планетный календари. У ведийских ариев наука астрономии, математики и календаря, входившая в число веданг, считалась "глазом Вед", объясняющим устройство Вселенной, хитросплетения ведийских мифов, метафоры и парадоксы ведантийской философии. О ее высоком уровне говорят специальные трактаты (сиддханты), описания десятков инструментов и средневековые обсерватории в Джайпуре, Дели и др. городах с поразительно точными инструментами, сводящими к минимуму возможные ошибки. В 7 в. через посредство арабов индийцы познакомили с достижениями своей математики и астрономии европейцев. Времени, персонифицированному в образе всесжигающего Калы (и Вечности, Великого Времени, Шивы Махакалы), как главному космогоническому фактору посвящены два гимна "Атхарваведы" (XIX, 53, 54) и многие последующие тексты. Именно время производит циклические сотворения и разрушения Вселенной, описанные в Пуранах, оно провозглашено высочайшим божеством в Итихасах и Шанкарой, выдающимся интерпретатором веданты. Изложение калавады (учения о Времени) содержится в "Манавадхарма-шастре", "Артха-шастре", "Махабхарате", Пуранах, сочинениях Бхартрихари, а научные принципы древней хронометрии изложены в фонетических и специальных астрономических трактатах. Итихасы и Пураны в границах И. — это великие мифо-поэмы, в которых астральные и лунарные мифы служат связующим обрамлением для изложения всей совокупности научных, философских и художественных дисциплин, что делает их подлинными энциклопедиями И. (древнегреческая модель энциклопедического образования была заимствована именно из этой пуранической модели). В Пуранах подробно изложены космогонические мифы, в рамках которых действуют ведийские персонажи, описан ритуал, даны перечни храмов и мест паломничества, а также астрономические, филологические, философские, этические, правовые, общественные и другие знания в связи с календарным временем, возрастом и сословием. Эти произведения создавались на протяжении большого времени брахманскими академиями, но приписываются двум божественным авторам — Вальмики, первому кави (сочинителю, поэту), "олицетворению полной луны и, соответственно, солнца", являющемуся символическим автором "Рамаяны", различные редакции которой вместе взятые составляют около 1 000 000 строф и в десять раз превосходят по объему "Махабхарату", а также Веда-Вьясе — "Обоснователю, Разделителю Вед", олицетворению месяца в период новолуния, прозванному Кришна Двайпаяна (Черный островитянин) — символическому редактору Вед и автору "Махабхараты" (соответственно и "Бхагавад-гиты"), 18 пуран и "Веданта-сутры", т. е. основных текстов веданты. Его символическая роль заключается в том, чтобы подчеркнуть связь ведийской традиции с наблюдательной астрономией. Литературоведение, поэтика и эстетика — одна из наиболее разработанных шастр, охватывающая вопросы теории и определения поэзии, философии языка и герменевтики, классификации героев, эстетических переживаний (раса-шастра), достоинств и недостатков, поэтических фигур (аланкара-шастра), учения о подтексте (дхвани-шастра), о стилях (рити-шастра), об образности (вакрокти-шастра), о гармонии (аучитья-шастра) и драматургии (натья-шастра). Ее значение для религиозной философии И. определяется тем, что брахман в упанишадах определяется как раса ("ураз", эстетическое впечатление). Понятие "философия" в санскрите выражается несколькими синонимами: пара-видья (высшее знание, метафизика), брахма-видья (знание великого первоначала), джнана (знание), анвикшики (исследование), даршана (воззрение), мата (теория), самая (учение). Такие названия, как анвикшики и даршана, несомненно, отличаются большей научностью, чем европейское название "философия". Анвикшики ("обследование, рассмотрение") означает рефлексию по поводу данных чувственного опыта или авторитетного свидетельства, т. е. это — логический анализ по преимуществу. В раннюю эпоху (до 1 в. до н. э.) термин применялся к различным направлениям мысли (локаяте, санкхъе, йоге), позже стал синонимом школы ньяи. Даршана ("воззрение") представляет собой общетеоретическое обобщение проблемы. В упанишадах или веданте ("венце, завершающей части Вед") происходит первое обобщение ведийской или брахманской философии. Слово "упанишада" означает "сокровенное учение" (букв. "позиция ученика рядом с учителем"; ср. рус. "посад", бел. "пасяджэнне", заседание). Сохранилось свыше 200 текстов, среди которых наиболее авторитетными считаются 108. Содержание их не ограничивается ритуальными, мифологическими и космогоническими темами. Обряд используется лишь в качестве метафоры человеческого бытия. Они анализируют вопросы теории познания, онтологии, психофизиологии, этики (т. е. глубинных устойчивых убеждений, верований, идеалов) и эстетики (природы художественного восприятия, эстетических переживаний и сопереживания). Главным является учение о единстве или тождестве атмана и брахмана (парама-атмана), т. е. человека и мира. Атман означает "естество", собственное "существо" (ср. греч. физика), т. е. человеческое одухотворенное тело. В прошлом и сегодня это важное понятие часто пытаются свести к "сокровенной сущности человека", "душе". Однако, как настаивали локаятики, человек — это живое, одухотворенное тело. Характерно, что в веданте живой человек именуется шарирака (воплощенное, телесное существо), а душа — сукшма-шарирой (тонким телом). В этой связи парама-атман следует понимать как "сверхъестественное" (самое или первоестественное) начало (ср. греч. метафизика). Брахман означает "великое" начало мироздания, порождающее все живое в процессе своего разворачивающегося во времени увеличения, разрастания. Душа именуется праной, дающей жизнь и движение как природе, так и атману, и пурушей, всепроникающей субстанцией, одушевляющей живые существа, иногда отождествляемой с праной. В "Шветашватаре" упоминается космогоническая теория, согласно которой мир возник в силу своего естественного своеобразия, "собственной природы" (свабхава), в чем усматривают зарождение концепции "естественного закона". В упанишадах отразились учения, легшие в основу веданты, йоги и других даршан. Помимо классических ведийских даршан идеи упанишад нашли отражение в Средние века у ранних христианских богословов, в учениях иранских суфиев (см. Суфизм), а с 19 в. — в западной философии (у А. Шопенгауэра, Р. У. Эмерсона, Л. Толстого, А. Швейцера и др.). Среди шастр, основанных на упанишадах, важнейшими являются шесть даршан (миманса и веданта, ньяя и вайшешика, санкхья и йога), представляющие собой специальные философские дисциплины веданты, теоретическое оформление которых произошло, вероятно, еще в протоиндийский период, а окончательная кодификация основополагающих текстов — не позже начала новой эры. Они разрабатывают вопросы теории познания, логики, физики и метафизики, психологии, текстологии Вед и этики. Позже, в 1 тыс. н. э., сформировалась даршана грамматистов, в Средние века произошла дифференциация веданты Бадараяны, породившая множество школ различной ориентации. Пурва-миманса ("первое осмысление или исследование") — название первого отдела ведийской философии, анализирующего понятие "дхармы" применительно к ведийским обрядам (карма — откуда ее наименование "карма-миманса" и "дхарма-миманса"). Основополагающим сочинением является "Миманса-сутра" Джаймини с "Бхашьей" (первичным комментарием) Шабары (ок. 3 в. до н. э.), "Шлокаварттикой" Кумарилы Бхатты и "Брихати" Прабхакары (4—8 вв.). Миманса исследует и классифицирует предписания относительно календарного ритуала, содержащиеся в первой части ведийского канона, и разрабатывает вопросы эпистемологии, философской семантики и текстологии ведийских санхит и брахман. В поле ее рассмотрения входят вопросы теории смысла ведийских изречений, вечности звука и сопряженного с ним смысла. Это учение оказало заметное влияние на всю индийскую философию, прежде всего, на веданту. Кумарила Бхатта (7 в.) был виднейшим философом мимансы и основателем одной из двух ее подшкол, а автором пространного комментария в 3 частях на "Миманса-сутру" и первым комментатором Шабары. Кумарила в первой части своего труда ("Шлокаварттике") в полемике с буддийской логикой и диалектикой (мадхьямикой) обосновывает гносеологию мимансы, помимо четырех праман (средств правильного познания) ньяи признает еще невосприятие и подразумевание, утверждает анонимность (отсутствие автора) и непогрешимость Вед и пр. Ошибочное знание толкуется им не как заблуждение, а как неполное знание. Прабхакара (7—8 вв.) — ученик Кумарилы, комментатор "Шабарабхашьи", основатель второго направления мимансы. По Прабхакаре, в ведийском высказывании важен вторичный смысл, а не выводимый из прямых значений слов. Ведийские боги интерпретируются как символы (календарных) обрядов. Веданта (букв. завершение Вед), именуемая также уттара-мимансой ("вторым, лучшим, высшим осмыслением"), представляет собой последующую и заключительную философию, "глубинную этику", решающую вопросы сущности жизни, назначения человека, природы земного страдания и "небесного" блаженства, добра и зла, должного и недолжного, путей достижения чувства покоя и счастья, свободы от неведения, страданий и страха смерти. Она занимается завершающей частью ведийского канона — упанишадами, которые, собственно, и являются ведантой. Основополагающий текст "Брахма-сутра" (также "Веданта-сутра", "Шарирака-сутра", "Уттара-миманса") Бадараяны (приблиз. 5—2 вв. до н. э.) содержит в 555 конспективных заметках схематичное изложение важнейших философских положений упанишад и араньяк, непонятное без пояснений и дающее большую свободу истолкования. Первая глава называется Саманвая ("Обобщение") и представляет собой свод высказываний упанишад о брахмане; 2-я — Авироддха ("Непротиворечивость"), опровергает возражения, основывающиеся на авторитете смрити, но противоречащие шрути; 3-я — Садхана ("Достижение"), объясняет сущность науки о брахме (брахма-видья), сущность брахмана и путь его "постижения", закон кармы, состояния сознания, природу праны, сосредоточения сознания, значение ступеней жизни, природу освобождения сознания от неведения, которая уподобляется состоянию невинного дитя; 4-я — Пхала ("Плод") описывает процедуру и методику медитации, предполагающую, в частности, использование циклической мифолого-астрономической символики, результат познания, освобождение от пут кармы, ступени достижения понимания своего тождества с динамически вращающейся Вселенной, обретение своей истинной сущности и сверхъестественных способностей. "Йога-Васиштха" — это грандиозный ведантийский философско-поэтический эпос в 24 тыс. стихотворных строф, построенный как дополнение к "Вальмики-Рамаяне" и содержащий развернутое описание ученичества Рамы у Вишвамитры и изложение веданты. В наиболее сакральной песне "Махабхараты" — "Бхагавад-Гите" — излагаются обязанности кшатрия-воина и учение о трех способах (йогах) или путях (маргах) отождествления себя с высшим духовным началом: карма-йога, т. е. союз посредством бескорыстных деяний и отречения от их плодов; джняна-йога — осознание тождества путем познания веданты; бхакти-йога — союз, достигаемый посредством любви и почитания господа. Эти три йоги возвещаются Арджуне Кришной накануне великого сражения. Наиболее древними школами веданты являются брахманские течения, в которых субстанция мира выступает в безличном образе великого первоначала (брахмы): адвайта (недвойственность, недуализм) Шанкары (8 в.), бхеда-абхеда (различаемое неразличие) Бхаскары (9 в.) и Ядава Пракаши (10 в.). Количество школ веданты чрезвычайно возросло в условиях средневековой раздробленности страны. Под воздействием ислама в веданте усилились теистические мотивы, роль первоначала стали играть воинственные Вишну, Шива и их воплощения. Хотя все школы претендуют на систематизацию упанишад и правильное осмысление "Брахма-сутры" Бадараяны и "Бхагавадгиты", они признают авторитет некоторых других священных писаний: вишнуиты — "Панчаратра-Агам", писаний тамильских альваров, "Бхагаваты" и других вишнуитских пуран, а шиваиты — писания наянмаров, натхов, шиваитских Агам и Пуран.

К вишнуитским течениям принадлежат вишишта-адвайта (особая, или ограниченная различием, недвойственность) Ямуначарьи (11 в.) и Рамануджи (1017—1127), которую развивали далее Джнанешвар, Рамананда, Кабир и Нанак (основатель сикхизма); двайта (двойственность) Мадхвы (1197—1273); свабхавика двайта-адвайта или бхеда-абхеда (естественная двойственная недвойственность или неразличие в различии) Нимбарки (11 в.) и Виджняна-Бхикшу; вишуддха-адвайта (чистая недвойственность) Вишнусвамина и Валлабхи (15 в.); бенгальская ачинтья-бхеда-абхеда (неощущаемое неразличие в различии) Чайтаньи и Баладевы.

Шиваитские направления представлены (вишишта) шива-адвайтой Шрикантхи (11—12 вв.) и близкими ей школами тамильской шайва-сиддханты Тирумулара, Мейкандара, Арульнанди и Умапати (отстаивавшей садришью, схожесть бога и душ) и канадской вирашиваитской бхеда-абхедой или шакти-вишишта-адвайтой Шрипати и Басавы; гуджаратской пашупата-двайтой Накулиши; кашмирской парама-адвайтой (высшей недвойственностью), представленной учениями спанда (колебание), крама (пошаговое познание), ишвара-пратьябхиджна (переопознание Ишвары), агама (агамическая), трика (тройка категорий), разработанными Васугуптой (9 в.), Каллатой, Соманандой, Утпаладевой, Абхинавагуптой (10 в.) и Кшемендрой-Кшемараджей (11 в.). Названия школ отражают решение вопроса о связи человеческой души и брахмана. В адвайте отрицается множественность душ как ошибочное представление, следствие неведения, авидьи, а единое, вечное, исполненное света, жизни и чувства блаженства духовное начало является истинной сущностью всего сущего. Вишишта-адвайта мыслит брахмана и человеческую душу едиными в сущности, но самостоятельными в проявлении. В двайте они представляются двумя отдельными вечными сущностями. Естественная бхеда-абхеда считает, что существует три вечных сущности: брахман, чит (души) и ачит (неодушевленные явления: предметы, полевые состояния материи и время). Они отличны по форме, но чит и ачит не имеют независимого существования вне брахмана. Вишуддха-адвайта выделяет в брахмане несколько уровней: высший, божественный, неразрушимый (акшара), на основе которого существуют душа и мир, время, действие и своеобразие (свабхава). Высшее начало пронизывает все сущее и является его опорой. Парама-адвайта, носящая название реалистического идеализма, обосновывает идею синтеза двайты, вишишта-адвайты и адвайты. Мир — продукт духа, но не человеческого, а универсального, поэтому он реален. Человеческая душа, по существу, такова же, как и всеобщий дух, однако в силу трех ограничений не ведает этого. Устранение этого неведения возможно путем йоги, т. е. самоотождествления с высшим духом. Значимую роль в И. исполняют агамы и тантры. Тантры ("стяжки") — книги, Священные Писания (порой напоминающие энциклопедии) шиваитов, вишнуитов, шактов (также джайнов и буддистов), кодифицированные в 1 тыс. н. э. Как правило, каждая тантра имеет четыре части: "поведение" ("чарья") — общественный праздничный этикет, домашние "обряды" ("крия"), "познание" ("джнана") и "самообладание" ("йога"). Всего известно около 200 тантр. Шиваитские тантры распадаются на 64 адвайтических Бхайрава-Агам, 18 двайта-адвайтических Рудра-Агам и 10 двайтических Шайва-Агам. Кашмирский монистический шиваизм "трики" опирается на тантры первого разряда. Монизму следует и шактизм, в котором на первый план выдвигается богиня-мать (Шакти, супруга Шивы или Вишну, являющаяся олицетворением ночного неба и динамического аспекта космического духа), провозглашаемая владычицей мира. Ее "супруг", олицетворяющий сущее в покое, мыслится просто как ее пассивное, статическое состояние. Шактистские агамы состоят из 5 Субхаджа-Агам, 64 Канта-Агам и 8 Мишра-Агам. Тамильская шайва-сиддханта отдает предпочтение двум другим разрядам тантр, особо выделяя значение "Камика-агамы". Двайта-адвайтические "Рудра-тантры" являются общими для кашмирского и тамильского шиваизма. Учения пашупатов, капаликов, каламукхов и шайвов развивались в русле дуалистических тантр. Известный шиваитский философ-энциклопедист, литературовед, поэт и музыкант Абхинавагупта, творец "Тантра-алоки" ("Света тантры"), многотомной энциклопедии тантризма, а также основополагающих трудов по философии кашмирского монистического шиваизма "трики", по театру, эстетике и поэтике — одна из значимых фигур И. Предание гласит, что у него было свыше тысячи учеников, в конце жизни учителя они вместе скрылись в гималайской пещере, за исключением главного ученика — Кшемендры-Кшемараджи. Последний переработал всю ведийскую мифологию, создал сокращенные изложения итихас, многих других шастр и прокомментировал все важнейшие сочинения кашмирского шиваизма. Важное место в И. занимает школа ньяи. Термин "ньяя" означает "выход", "вывод", т. е. логическое рассуждение, закон, силлогистику, логику. Исторически ньяя представлена двумя школами: ведийской ньяей и средневековой навья-ньяей (новой логикой). Ньяя интересуется прежде всего эпистемологией, логикой и диалектикой (диспутом). Она признает четыре способа познания (прамана, букв. "промеров"): восприятие, вывод, сравнение и словесное свидетельство (авторитета и откровения). Первичная цель ньяи — устранение ложного знания, которое понимается как принятие одного объекта за другой. Исходный текст древней школы "Ньяя-сутра" принадлежит Акшападе Готаме (2 в. до н. э.), важнейшие комментарии к нему составлены Пакшиласвамином Ватсьяяной (400) и Уддьотакарой (7 в.). Вместе с последующими комментариями общий объем достигает нескольких тысяч страниц. Текст состоит из 528 сутр, пяти больших разделов, каждый из которых делится на две части, а далее на тематические главы. Сначала дается подробное перечисление терминов, их определение, затем критическое исследование. Основные термины, составляющие понятийное ядро ньяи, следующие: инструменты познания; подлежащее познанию; сомнение; цель; очевидное; основоположение; составная часть аргументации; косвенный аргумент; диспут для выяснения истины; словопрения ради победы; возражение без выдвижения контртезисов; ошибочные логические основания; словесные увертки; некорректные возражения по сходству; условия поражения в диспуте. ("Новая ньяя") — философская школа, основанная в 13 в. великим логиком Гангешей, автором "Таттва-чинтамани" ("Понятийного пожелай-камня") и представленная целым рядом выдающихся философов: Пакшадхарой (15 в.), Рагхунатхой Широмани (15—16 вв.), Матхуранатхой (17 в.). Философам этой школы принадлежит огромное число работ по логике, проблемам семантики, эпистемологии, физике и грамматике. В основе онтологии лежит реализм. Эта логика не рассматривает высказывания, а оперирует "смыслами". В некоторых отношениях она решительно превосходит аристотелевскую логику; ей знакомы понятия конъюнкции, дизъюнкции и их отрицание, следствие о классах из закона Де Моргана, а своей концепцией числа она на несколько столетий предвосхитила математическую логику. Новая ньяя не использует символов, обходясь грамматическими средствами санскрита и получая немыслимое множество логических высказываний, что отражает общую тенденцию санскритской учености — лаконичность и экономия языковых средств при максимальной насыщенности смысла. Вайшешика (анализ особенностей, вишеша) близко связана с ньяей. "Вайшешика-сутра" имеет меньшее значение сравнительно с самостоятельным трудом Прашастапады (4—5 вв.) "Падартха-дхарма-санграха" ("Анализ характеристик категорий"). Задача вайшешики — формулирование реалистической онтологии, в которой, в частности, детально разработана атомистическая теория материи. Видами сущего в ней являются субстанции, их качества, движения, общее, особенное и внутренняя присущность. Средствами истинного познания признаются восприятие, вывод (опирающийся на последовательную теорию силлогизма и анализ признаков верного умозаключения), память и интуиция. Неверное познание проявляется как сомнение, ошибка, недоумение и сновидение. "Вайшешика-сутра" — основной текст философии вайшешика, приписываемый мудрецу Канаде. Создан, по-видимому, в первые века до н. э. Сохранился лишь один прямой комментарий. Текст делится на 10 разделов, в которых рассматривается: членение всего сущего, понятие общего и особенного; теория субстанций — агрегатных состояний вещества, пространства и времени; духовные субстанции; описание тела и орудий познания и действия (индрий); движение и действия; добродетель, долг, обязанности; качества (материальные, познавательные) и их присущность; определенное и неопределенное восприятие; классификация актов познания. Санкхья ("пересчет", итог) — метафизика, перечисляющая и классифицирующая основные элементы психофизического континуума и представляющая собой теоретический фундамент йоги, вишнуитских и шиваитских тантр, шастр и сиддхант. Онтология зиждется на теории предсуществования следствия в причине (сат-карья-вада). Пракрити ("раскрытие", "природа", способность модифицироваться в другие начала, "предуклад", первопричина мира объектов) представляет собой динамически непрерывно изменяющуюся субстанцию мироздания, творящую мир из себя самой. Натяжение трех разноцветных гун ("гужей") сменяется, как сменяют друг друга день, ночь и заря. Элементы макрокосмоса являются объективацией элементов микрокосма: пять агрегатных состояний вещества (маха-бхуты) и их пять тонких эманаций (танматры) строго соответствуют пяти орудиям восприятия и пяти телесным орудиям действия (индриям). В эпистемологии признаются три источника правильного познания: восприятие, вывод и авторитетное слово. Сравнение, предположение и отсутствие не являются самостоятельными. Основатель системы Санкхья — Капила (воплощение Вишну или Агни). Однако текст "Санкхья-правачана-сутру", приписываемый ему, относят к 14 в. "Санкхья в стихах", важнейший текст классической санкхьи (3 в.), приписываемый Ишвара-Кришне, состоящий из 73 стихов размером арья, считается конспектом не дошедшего большого труда "Шашти-тантра". Авторы важнейших комментариев — Гаудапада (6 в.), Вачаспати (9 в.), Виджнянабхикшу (16—17 вв.) и Анирудха. Ряд произведений древних авторов Панчашикхи, Варшаганьи известен из медицинских трактатов, "Махабхараты" и др. Труд Виджнянабхикшу (16 в.) сближает санкхью с ведантой. Йога ("союз, слог, сложение" от корня "юдж" — соединять) — интеграция духовных, психических и физических сил, имеющая целью подчинение контролю всех пяти уровней сознания (правильное и ложное познание, сон-подсознание, воображение и память). Истинная крийя, или ража-йога, представляет собой аскетическую этику, гигиену, физиотерапию, физкультуру, гимнастику, психологию и парапсихологию. Йога тесно связана с медициной аюрведы, астрономией джьетиша и военной тренировкой дханурведы. В "Йога-сутре" Патанджали йога представляет собой "восьмичленную" науку о прекращении работы всех видов сознания и достижения высшей психофизической интеграции. Аскетическая этика йоги, очевидно, предназначенная для отрекшихся от мира подвижников, вступивших в старческий возраст, требует отказа от общественной жизни и всех принципов мирского поведения, предписывая преодоление страха смерти, ненасилие (как в джайнизме и буддизме), абсолютную правдивость, неворовство, нестяжательство, целомудрие, удовлетворенность, чистоту, почитание бога, умерщвление плоти и повторение Вед. Эти принципы являются основой трех йог (джнана, карма и бхакти), сформулированных в "Бхагавад-гите". Предписание чистоты, контроля над телом, всеми мускулами, дыханием и внутренними органами, требование правильной осанки и устойчивости тела оформились в хатха-йогу, занимающуюся аскетической гигиеной, физической и дыхательной гимнастикой. Последние ступени йоги, именуемые раджа-йогой (царской йогой), нацелены на отвлечение внимания, воображения и всех прочих проявлений сознания от внешних предметов и сосредоточение его на себе самом, что и обеспечивает приобщение адепта к вечности и смерть по желанию. Основополагающий текст "Йога-сутры" — "восьмичленной йоги" приписывается Патанджали (ок. 2 в. до н. э. — 3 в.) — автору "Большого комментария" к грамматике Панини. Текст состоит из 195 сутр и делится на 4 главы: самадхи-пада (глава о сосредоточение); садхана-пада (глава о достижении); вибхути-пада (глава о сверхъестественных способностях); кайвалья-пада (глава о конечном исходе). Важнейшими комментариями являются "Йога-бхашья" Вьясы (5 в.) и "Раджамартанда" Бходжараджи. Наряду с шестью ведийскими существовали и неведийские (т. е. не признающие авторитета Вед) направления: локаята (разработанная одной из сект капаликов и, видимо, специализировавшаяся на искусстве спора, диспута), буддизм и джайнизм. Грандиозные комплексы буддизма (на пали и санскрите), джайнизма (на апабхрамше и санскрите), шиваитского, вишнуистского и шактистского тантризма формировались в тот же период, когда происходило становление брахманских даршан. В лунарной модели философии эти неведийские направления были связаны с новолунием, периодом смерти Месяца, господством мрака, засильем млеччхов, сумеречных сил, сторонников тьмы, противников ариев (просвещенных), преодолением страха смерти. Эти направления в отличие от светлой жизнеутверждающей философии Вед отмечены приверженностью мистицизму, аскетизму, иногда смешанному с крайним пессимизмом. Например, капалики-тантрики мазали себя пеплом, пили вино из черепа и отрицали все общественные ценности и идеалы; в буддизме самой главной причиной страданий провозглашено желание жить и любить (воспетое в кама-шастре); Будда демонстрирует сотни раз в Джатаках решимость отречься от себя и от жизни; а у самых правоверных джайнов идеалом является добровольный уход из жизни под предлогом непричинения вреда другим живым существам. Однако все эти крайние взгляды не противоречат ведизму в главном: они придерживаются той же духовной стихии и этики (напр., ахимсы, ненасилия и непричинения вреда живым существам), что и йога, следуют тому же лунному календарю (возможно, реформированному) и той же эпистемологии, логике и диалектике, которую пытаются приспособить к своим целям, модифицировать или улучшить. Локаятики определяются в труде джайна Харибхадра Сури "Обзор шести мировоззрений" как йоги-капалики или тантрики, т. е. почитатели Шивы-Бхайравы и Кали в образах разрушителей Вселенной и, таким образом, их отрицание ведийских обрядов, богов и насмешки над жрецами не носят абсолютно деструктивного характера, как иногда полагают те, кто считает их материалистами. Чаще они предстают искушенными полемистами, стремившимися, видимо, к разоблачению предрассудков и суеверий, порождавшихся буквальным прочтением ведийских метафор. Локаятики упоминаются Баной в поэме "Харша-чарита" в составе учащихся и учителей разных других направлений в школе Дивакарамитры. Часто подчеркивается, что из четырех сторон жизни они обращали внимание только на любовь (каму), при этом "Кама-сутра" Ватсьяяны дает интересное описание взглядов локаятиков, что позволяет связать их с последователями кама-шастры. Будда в пуранах объявлен воплощением Вишну. Махавира, основоположник джайнизма, и его достойные предтечи носят имена воплощений Вишну. Гармоничная циклическая основа различных философских взглядов была заложена в древности, и вся последующая деятельность философов сводилась к углублению отдельных положений. Поэтому религиозно-философские системы И. преемственно связаны с древними истоками мысли, изложенными в сутрах, и согласованы друг с другом в рамках астрономико-мифологической поэтики.

На протяжении тысячи лет до 8 в. (в Кашмире до 14 в., а на юге Индии и на о. Шри-Ланка и позже) буддийская и джайнская философии мирно спорили со школами брахманизма. Результатом этой полемики иногда считают адвайта-веданту Шанкары, вобравшую многие философские достижения буддистов-мадхьямиков школы Нагарджуны. Развитие философских систем происходило в публичных диспутах, где могли обсуждаться все, в том числе и крайние точки зрения. В эпоху Гуптов (4—6 вв.) И. превратился в мощное религиозное течение, которое имело чрезвычайно широкую культурную и этническую базу. После вытеснения буддизма из Индии и Средней Азии в Тибет и на восток вторгшимися гуннами, пратихарами, гурджарами и другими тюркскими завоевателями полемика брахманизма с буддизмом сворачивается, и центр споров перемещается в область отношений брахманских школ между собой и внутрь самих школ, происходит дальнейшая дифференциация классических даршан. С приходом в Северную Индию в 11 в. ислама появляются теистические школы веданты — до тех пор теизм был лишь слегка намечен в ньяе. Разрушение буддийских городов-университетов, энциклопедической системы санскритского образования вызывают серьезный упадок индийской философии в 16—18 вв. Однако несмотря на удары, нанесенные И. мусульманским нашествием, он выстоял, одержал внушительную победу не только над исламом, но и над христианством и утвердился в Индии в качестве государственной религии. В столкновении и противостоянии с исламом и христианством И. проявил необычайную стойкость, открытость и терпимость. Он вбирал в себя принесенные завоевателями религиозные традиции и включал новых божеств в свой пантеон. При этом его целостность нарушилась, социальная структура утратила гибкость, усилились фундаменталистские, мистические и коммуналистские тенденции.

Современный период, сопряженный с европейской колонизацией и столкновением традиционной индийской культуры с западноевропейской цивилизацией, характеризуется возрождением древних традиций и их переосмыслением, особенно, с возникновением в 19 в. реформаторско-просветительских организаций, таких как "Брахмо самадж" и "Арья самадж". Раммохан Рой, Кешобчондро Сен, Даянанда Сарасвати, Рамакришна, Вивекананда, Тагоры, Неру, Махатма Ганди, Ауробиндо Гхош, С. Н. Дасгупта, Сарвепалли Радхакришнан, Д. Чаттопадхьяя и другие видные просветители и философы не только пересмотрели концептуальные основы И., но и попытались его модернизировать и интегрировать, связав с развитием национальной идеи и современными тенденциями развития мировой науки, культуры и философии.

На начало 21 в. в мире (по ряду оценок) насчитывается более 850 млн. приверженцев И.

М. И. Михайлов


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
древнейшая религия мира, имеющая около миллиарда последователей, преимущественно в Индии, охватывающая широкий спектр философий – от плюралистического теизма до абсолютного монизма. Индуизм – это семья бесчисленных религиозных систем, в которой четырьмя основными деноминациями...
Философский словарь
- религия, распространенная в совр. Индии. Вероучение И. сложилось в результате эволюции идей ведизма и брахманизма. Возн. в сер. 1 тыс. н. э. С 8 в., когда в Индии распространился ислал, «хинду», т. с. «индусами», стали называть тех, кто его не принял. И. сохранил много...
Философский словарь
- религия индусов полуязыческого характера, объединяющая десятки разных направлений и сформировавшаяся в начале н.э. на основе ведийского брахманизма. В центре индуизма - Тримурти или тройка богов Брахма, Вишну и Шива. Брахма - дух Вселенной, ее вечная сущность и ее создатель;...
Философский словарь
религиозная система в современной Западной Индии, получившая распространение с раннего средневековья. В него входят совокупность культовых и религиозных направлений, почитающих главных богов Вишну и Шиву. Вишнуизм и шиваизм включили в себя древних ведичееких богов, изменив их...
Философский словарь
- самая распространенная в современной Индии религия (свыше 80% ее населения; индуистом считается каждый неисповедующий другой религии, если у него хотя бы один из родителей является индийцем). Возник И. в 1 тысячелетии н.э. в результате эволюции идей ведизма и брахманизма. И....
Словарь индуизма
- древнейшая национальная религия Индии. По числу приверженцев он является одной из самых распространенных религий мира. Приверженцы индуизма составляют приблизительно 83 % населения страны. Он распространен также в других странах Южной и Юго-Восточной Азии: Непале, Пакистане,...
Новейший философский словарь
ИНДУИЗМ - самая распространенная в современной Индии религия (свыше 80% ее населения; индуистом считается каждый неисповедующий другой религии, если у него хотя бы один из родителей является индийцем) Возник И в 1 тысячелетии нэ в результате эволюции идей ведизма и брахманизма И...

Поделиться:

Реклама