Индра - это...

гл. божество пантеона "Ригведы", бог - громовержец и змееборец, возглавляющий богов (дэва) в их противостоянии асу рам. Гимны воспевают его подвиги, из них главный - победа над чудовищным драконом Вритрой, грозившим поглотить вселенную; убиение Вритры мыслится как космогонич. акт. И. побеждает также трехглавого змея Вишварупу, Валу (демона пещеры, в к-рой заключают похищенных коров демоны пани), Шушну, демона засухи, и мн. др. асуров и дасов (мифологизированных вождей племен аборигенов, воевавших с арийскими пришельцами в эпоху "Ригведы"). Победы И. над Вритрой, поглотившим воды, и Вишварупой, поглотившим коров, связываются с борьбой за священный напиток - сому, хранителем к-рого выступает древний бог Тваштар, отец Вишварупы и создатель Вритры, у к-рого И. отнимает сому силой. На битвы с демонами И. отправляется, опьяненный сомой, в сопровождении дружины Марутов. Его гл. оружие - ваджра, гром, его сковал для И. Тваштар (отношения с к-рым противоречивы). Уже в поздневедийской лит-ре И. утрачивает положение главы пантеона, значение его постепенно падает. В послеведийской мифологии И. сохраняет титул царя богов, полученный от Брахмы, но подчиняется верховной триаде (тримурти), возглавляя группу локапалов как хранитель Востока. И. - властелин небесного царства, куда уходят павшие в битве герои, покровитель воинского сословия, правит в небесном граде Амаравати; от И. зависит благополучие земных царей, своевременное выпадение дождей в их владениях. В эпосе И. возглавляет богов в их постоянных войнах с демонами, но часто терпит поражение и даже теряет царство, пока его не спасает вмешательство высших божеств или великих мудрецов. Снижение образа И. находит выражение также в мифах о соблазнении им земных женщин (мудрец Гаутама карает его за соблазнение его жены Ахальи). Великие подвижники превосходят И. могуществом. Страшась их, И. подсылает к ним ради соблазна и нарушения обетов подчиненных ему прекрасных дев - апсар. И. опасается также честолюбивых земных царей, к-рые могут сравняться с ним, если совершат 100 жертвоприношений коня (ашвамедха), и препятствует им. Нередко И. появляется на земле, принимая различные образы. Культ И. в индуизме заметной роли не играет; в древности ежегодно после сезона дождей справлялся праздник И., на к-ром главным объектом почитания был "стяг" И. - украшенный гирляндами столб, опускавшийся в конце праздника в воду; И. почитался на нем в образе гуся; праздник дожил до нашего века. Зооморфный атрибут И. (вахана) - слон Айравата, воплощение дождевой тучи, главный из 4 мировых слонов (дигнагов, см. ЛОКАПАЛЫ). Употребительные эпитеты И. - Шакра (Могучий), Магхаван (Щедрый), Сахасракша (Тысячеглазый). Жена И. в Ведах именуется ни, в послеведийской мифологии - Шачи (считается дочерью демона Пуломана); заметной роли в пантеоне не играет, как и сын И. - Джаянта. Земными сыновьями И. считаются Арджуна, герой "Махабхараты", и царь обезьян Валин в "Рамаяне".
В. Эрман


Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(санскр. владыка). 1. Главное божество пантеона Ригведы, бог громовержец и змееборец, возглавляющий богов в их противостоянии асурам. Бог Небес, верховное божество индусского пантеона. Вечно молодой герой и властелин мира его магическим оружием служит ваджра – громовая палица...
Философский словарь
(Санскр.) Бог Небесного Свода, Царь звездных богов.Ведийское Божество.
Философский словарь
- один из наиболее популярных ведич. богов; первоначально бог грозы, дождя и грома. Позже стал почитаться как покровитель царской власти и верховный бог.
Энциклопедия мифологии
(др.-инд. Indra, корень слова, вероятно, обозначал силу, плодородие), в древнеиндийской мифологии бог грома и молнии, глава богов, позднее - локапала (см. Локапалы). И. - самый популярный мифологический персонаж вед. В «Ригведе» одному ему посвящено около 250 гимнов (больше, чем...

Поделиться:

Реклама