Имяславцы - это...
ИМЯСЛА́ВЦЫ — духовное течение начала ХХ в., возникшее в русских монастырях на горе Афон (Греция).
Появление "афонской смуты" принято связывать с выходом в свет книги схимонаха Илариона "На горах Кавказа" и критической рецензии на нее, написанной иноком Хрисанфом. Популярная среди монашествующих книга вызвала недовольство в начальствующих кругах, вылившееся в противостояние т. наз. "имяславцев", сторонников учения схимонаха Илариона,. и "имяборцев", сторонников инока Хрисанфа. На стороне имяславцев выступали иеросхимонах Антоний Булатович, священник Павел Флоренский и др.; "имяборцы" имели поддержку митрополита Антония (Храповицкого).
И. полагали, что человек как существо греховное должен славить не Бога, а Его имя. Опираясь на традиции исиха́стов [приверженцев мистико-аскетического течения в восточном монашестве, основными представителями которого были византийский богослов Григорий Палама (1296—1359), Николай Кавасила (ок. 1320 — ок. 1391 г.), Григорий Синаит (60-е годы XIII в. — 40-е годы XIV в.)], И. считали, что необходимым условием для достижения спасения является непрестанное произнесение молитвы Иисусовой ("Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго") — т. наз. "умное делание".
Обе позиции в афонских спорах по отношению к формуле "Имя Божие есть Бог" выражены в "Тезисах" иеросхимонаха Антония (Булатовича), рассматривавшего имяборчество как ересь "новоарианства", а также в Послании Святейшего Синода и в "Антитезисах" С. В. Троицкого, обвинявшиего имяславцев в ереси "имябожничества".
В 1913 г. 447 (по другим подсчетам — от 1 до 1,5 тыс.) русских монахов, обвиненные Российским Синодом, были изгнаны с Афона. Это привело к тому, что русское афонское монашество стало приходить в упадок. Книга схимонаха Илариона "На горах Кавказа", изданная к тому времени уже трижды, подвергалась уничтожению.
По свидетельству самого схимонаха Илариона, а также по мнению многих исследователей, имяславие не было повинно в тех грехах, которые ему приписывались имяборцами (например, ставившееся в вину И. утверждение о том, что Имя Божие есть четвертое Божество).
Впоследствии учение И. дало начало философии имени в трудах таких православных богословов, как свящ. Павел Флоренский и прот. Сергий Булгаков.
После 1917 г. многие И. поселились на Кавказе и, по некоторым источникам, положили начало движению Истинно-православных христиан.
Литература: Имяславие. Антология. М., 2002; Постовалова В.И. Афонский спор о природе и почитании Имени Божия и его мистико-богословские, философские и лингвистические основания. http://www.bogoslov.ru/bogoslov/publication/postovalova.html
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: