Иман - это...
ИМАН (от араб. глагола "верить", "уверовать") — в исламе — вера, неотъемлемая часть мусульманской религии. Согласно изложению С. М. Прозорова, понятие "И." — одно из ключевых и спорных в исламе. В самом широком значении термин "И." более сорока раз употребляется в Коране. Неопределенность Корана в этом принципиальном вопросе обусловила разногласия среди мусульман. В силу неразделенности религии и права в раннем исламе проблема "веры" занимала как богословов, так и правоведов. Начиная с 8 в. понятие "вера" становится предметом дискуссий и расхождений между различными богословскими и религиозно-правовыми школами. Споры шли о сущности "веры", о ее составных элементах. Мусульманские идеологи выделяли три основных элемента И.: словесное признание истинности Аллаха, Его Писаний и посланников; внутреннее согласие, осознание сердцем истинности Аллаха; добрые дела, исполнение предписаний ислама, религиозных обязанностей. Одна из ранних догматических школ, мурджииты, сводила веру к словесному признанию, отодвигая действия человека на второй план. Им противостояли хариджиты, мутазилиты, ханбалиты. Первые рассматривали веру как исполнение всех религиозных обязанностей. Мутазилиты (в частности, Абд ал-Джаббар), ставя знак равенства между верой (И.) и религией (дин), также выдвигали на первый план послушание религиозному закону, действия человека, рассматривая их, однако, лишь как доказательства веры. Ярыми противниками мурджиитов, хариджитов и мутазилитов были ханбалиты. Ибн Ханбал толковал веру как словесное признание истинности Аллаха, добрые дела, непременным условием которых должно быть согласие с Сунной, следование ей, и добродетельные намерения. Большинство традиционалистов признавали все три элемента веры, ссылаясь на высказывание пророка Мухаммада о том, что вера (И.) — это знание в сердце, словесное признание и исполнение предписаний. Эти три элемента признавал и теолог ал-Ашари (873—935), рассматривавший, однако, осознание сердцем истинности Аллаха (и связанный с этим круг вопросов) как основу, "корень" веры, а словесное исповедание и действия в соответствии с религиозными предписаниями — как ее "ветви". Традиционалисты включали в число "ветвей" все акты повиновения, обязательные и добровольные, избежание грехов, причинения страданий и т. д. Признание сердцем истинности Аллаха также толковалось ими расширительно. Это — вера в Писания Аллаха, в Его ангелов и посланников, в предопределение и Божественные атрибуты, в Судный День и лицезрение Аллаха. В зависимости от понимания сущности веры мусульманские богословы по-разному решали связанный с этим вопрос о степени веры, о возможности ее увеличения (о чем неоднократно говорится в Коране) или уменьшения. Кто признавал все виды повиновения частью веры или самой верой, тот допускал увеличение или уменьшение ее (напр., мутазилиты). Кто сводил веру только к словесному признанию (в первую очередь мурджииты), тот отстаивал неизменность веры, равенство всех в вере. Неизменность веры проповедовали и каррамиты, исходившие из того, что вера дана свыше. Кто признавал основой веры внутреннюю убежденность, осознание сердцем, тот не допускал уменьшения веры. Современные суннитские богословы, несколько изменив терминологию, также подразделяют веру на три вида: вера на основе традиции; вера на основе знания; вера как внутренняя убежденность. Имамитское содержание веры остается близким к суннитскому. Исмаилиты продолжают традицию деления веры на "внешнюю" — словесное признание и "внутреннюю" — убежденность в сердце.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: