Илия - это...
Илия (Елия) (евр Элийя, Элийяху, "мой Бог - Яхве"):
1)пророк, чье прозвище "Фесвитянин", означает, что он родом из Фесвы в Галааде (3Цар 17:1) Израил царьАхав (871-852 гг до РХ) был совращен своей женой см Иезавелью на служение Ваалу По его указанию были сделаны жертвенник и капище Ваала в Самарии, а также изображение богини Ашеры (в Синод пер - "сделал дубраву" - 3Цар 16:31-33) Жертвенники Господу были разрушены, Его пророки - убиты (3Цар 19:10) Казалось, что в Израиле восторжествовало языч идолопоклонство И тогда И возвещает Ахаву о том, что за почитание языческих богов плодородия Господь накажет израильтян: их ожидает засуха, к-рая продлится несколько лет и прекратится только по слову пророка (3Цар 17:1) После этого И вернулся в убежище и находился там, пока снова не предстал пред царем Все попытки Ахава разыскать И были тщетны (3Цар 18:10) Вороны приносили ему хлеб и мясо, а воду он брал из потока Хорафа (вост притока Иордана), пока и этот поток не пересох (3Цар 17:2-7) Господь послал И далее, в Сарепту Сидонскую, находившуюся на побережье Средиземного моря между Тиром и Сидоном У приютившей И вдовы съестные припасы, по слову Господа, не истощались вплоть до конца засухи Благодаря этому она не только имела пищу для себя и своего сына, но и смогла делиться ею с пророком Когда сын вдовы умер, И воскресил его Лишь на третий год засухи (а, возм, пребывания И в Сарепте (?), ср Лк 4:25; Иак 5:17) Господь возвратил его в Самарию К тому времени последствия засухи на этой земле были столь ужасающи, что царь и управляющий вынуждены были обойти землю в поисках корма для коней и лошаков (верховых и ездовых лошадей) цар войска По дороге И встретил управляющего цар дворцом Авдия, а затем и самого Ахава И предъявил царю требование собрать всех пророков Ваала и пророков дубравных на гореКармил для всенародного объявления Божьего приговора Царь согласился После того как языч пророки в течение всего дня тщетно взывали к Ваалу с просьбой дать им ответ, И соорудил жертвенник из 12 камней - по числу колен Израилевых (Бог обладает всем народом Израилевым!) - и приказал облить водой дрова и предназначенного к сожжению тельца, а также наполнить водой ров вокруг жертвенника Во время приношения вечерней жертвы в ответ на молитву И на жертвенник ниспал огонь и поглотил жертву, жертвенник и воду Вслед за этим И заколол пророков Ваала Это убийство не было актом мести или проявлением фанатизма, а соответствовало древнему праву, согласно к-рому любая ф-ма отпадения от Яхве каралась смертью (Исх 22:19; Втор 13:6-15) Затем И испросил у Бога дождя, и когда хлынул ливень, бежал перед колесницей Ахава, спасавшегося от грозы, до самого Изрееля (3Цар 18) Но когда Иезавель стала угрожать И смертью, силы покинули его и он ушел через Вирсавию в пустыню Ангел, к-рый кормил отчаявшегося пророка, направил его в сорокадневный путь к гореХорив После сильного ветра, землетрясения и огня Господь явился И в веянии тихого ветра И узнал, что он не один: 7 тыс израильтян не поклонились Ваалу Господь дал пророку новое поручение И призвал на пророч служение Елисея, ставшего вначале его слугой, а затем - его преемником: позднее Елисей совершил порученные И помазания Азаила в цари над Арамом (Сирией) и Ииуя - в цари над Израилем (3Цар 19) После учиненной Иезавелью расправы над оклеветанным Навуфеем И объявил цар чете о грядущем суде Господа над ними и их потомками Ахав смирился и совершил покаяние Смилостивившись, Господь отсрочил исполнение суда над домом Ахава до времени царствования его сына Иорама Но смерть самого Ахава и Иезавели произошла в соответствии с предсказанием И (3Цар 21:17-29; 22:37 и след; 4Цар 9:36 и след) И был пророком суда как для Ахава, так и для его сына и зятя Он остановил посланников, к-рых покалеченный (из-за падения с крыши) Охозия послал к аккаронскому божеству Веельзевулу вопросить о своем выздоровлении Пытаясь выполнить приказ и привести И к царю (те, вероятно, арестовать), один за другим погибли два командира полусотен и воины, находившиеся в их подчинении По просьбе третьего командира полусотни И последовал за ним и сам объявил Охозии об ожидающей того смерти (4Цар 1:2-17) Через какое-то время после завершения земной жизни И иуд царьИорам, сын Иосафата и муж Гофолии, получил от пророка письмо с предсказанием кары за идолопоклонство и за убийство собств братьев (2Пар 21:1-6,12-15) Во время последнего путешествия И из Галгала через Вефиль и Иерихон к реке Иордан, воды к-рой расступились перед ним, его сопровождал Елисей Оба пророка знали о предстоящем И вознесении И обещал Елисею исполнить еще одну его просьбу, и Елисей просил, чтобы Св Дух, к-рый был на И, почил на нем, Елисее, вдвойне (ср долю наследства первородного сына, к-рая составляла удвоенную долю прочих сыновей) Затем огненная колесница унесла И на небо Елисей, видевший это чудо, знал, что его просьба исполнена Елисей, на обратном пути, с помощью оброненной И милоти заставляет воды реки расступиться перед ним Ученики пророков тщетно пытались разыскать И (4Цар 2:1-18) И жил в то время, когда в Израиле начиналась борьба между почитателями культа Ваала и служителями Господу; перипетии этой борьбы во многом зависели от действий "человека Божия" (3Цар 17:24), в к-рых была явлена данная ему Богом сила И должен еще раз явиться перед наступлением "великого и страшного" дня Господня и вместе с объявлением о Суде провозгласить последнюю Божью милость (Мал 4:5 и след) Данное пророчество предопределило ожидание прихода И в эпоху НЗ, и это ожидание играет определ роль в вопросе о личности Иисуса Христа (Мф 16:14; Мк 6:15) С приходом на служение Иоанна Крестителя, к-рый своими поступками, внешним видом и даже одеждой напоминал И (ср 4Цар 1:8; Мф 3:4), люди предположили, что пророчество Малахии относится именно к нему Сам Иоанн отрицал, что является И (Ин 1:21), однако весть ангела (Лк 1:17) и изречения Иисуса (Мф 11:14; 17:10-13) подтверждают тот факт, что Иоанн Креститель был предсказанным "грядущим" И Неверное понимание слов из Пс 21:2, произнесенных Иисусом на кресте, исходит из иного представления о личности И (Мк 15:34-36) В НЗ есть и другие упоминания об И и его чудесах: о его молитве, о предсказанной им засухе, продолжительность к-рой дважды указана как три с половиной года, о вдове из Сарепты (Лк 4:25 и след; Иак 5:17 и след), об огне с неба (Лк 9:54; ср 4Цар 1:10-12) и об отчаянии пророка (Рим 11:2-4) И и Моисей, пророк и законодатель, явились Иисусу при Его преображении (Мк 9:4 и след) Сказанное в Откр 11:3 и след о двух свидетелях также указывает на И и Моисея;
2) вениамитянин, сын Иерохама, живший в Иерусалиме (1Пар 8:27);
3)священник из рода Харима, взявший себе иноплем жену (Езд 10:21);
4) израильтянин из родаЕлама, расставшийся с иноплем женой (Езд 10:26)
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: