Ильин - это...

ИЛЬИН Иван Александрович (1883-1954) - русский философ, социолог, государствовед и общественный деятель, магистр и доктор государственных наук (1918, оппоненты на защите - князь ЕН Трубецкой и ПИ Новгородцев), один из основателей Русского научного института в Берлине (1923), профессор (1918) В главных сочинениях: "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека" (1918), "Учение о человеке" (1918), "О сопротивлении злу силою" (1925), "Яд большевизма (1931) "Путь духовного обновления" (1935), "Творческая идея нашего будущего Об основах духовного характера" (1937), "Наши задачи Статьи 1948-1954" (1956), "О монархии и республике" (посмертная публикация 1979) и др, - разработал оригинальную онтологическую и гносеологическую концепцию, а также выдвинул ряд актуальных и интересных идей о природе, сущности и перспективах преодоления тоталитаризма Рассматривая достижения и просчеты современного ему процесса познания в контексте его неизбежной обусловленности как состоянием культуры так и степенью ее общественного восприятия, И усматривал главный порок Человека начала-середины 20 века во внутренней "расколотости", в противоречии между разумом, умом, рассудком и чувствами, душой, сердцем По И, человек настоящего ощущает себя как особую вещь в ряду вещей Как результат "созидательные творческие действия оцениваются и интерпретируются "материально, количественно, формально и технически" Отвергая протестантскую этику в ее наиболее материализованных, заземленных ипостасях, И подчеркивал, что мышление без сердца не может не быть цинично, машинообразно и релятивно "Человек, душевно расколотый и нецельный, есть несчастный человек Если он воспринимает истину, то он не может решить, истина это или нет, ибо он не способен к целостной очевидности Он теряет веру в то, что человеку вообще может быть дана тотальная очевидность Он не желает признать ее и у других и встречает ее иронией и насмешкой" Индивидуальный и социальный опыт, по И, должны возродиться как интуиция, как видение сердцем Полемизируя с графом ЛН Толстым, И утверждал, что при не имении адекватных средств сопротивления злу человек не только имеет право, но и призван применять силу Шесть арестов за пять лет жизни в ленинской России и (после насильственной высылки на "философском пароходе") пять лет преследований в гитлеровской Германии наложили также значительный отпечаток на социально-философские размышления И, придав им силу личного жизненного опыта По мысли И, крупномасштабный опыт строительства социализма дает все основания утверждать, что это социальное устройство может существовать "только в форме всепроникающего и все-порабощающего тоталитарного режима" Понимая тоталитаризм как политический строй, "беспредельно расширивший свое вмешательство в жизнь граждан" и "включивший всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования", И отмечал, что сущность тоталитаризма как левого ("левого большевизма", социализма), так и правого ("правого большевизима" национал-социализма) толка состоит не столько в особой форме государственного устройства, сколько во всеохватывающем объеме и организации управления всесторонне порабощенными людьми, осуществляемою при проведении "самой последовательной диктатуры, основанной на единстве власти, на единой исключительной партии, на монополии работодательства, на всепроникающем сыске, на взаимодоносительстве и на беспощадном терроре" По И, противоправный тоталитарный режим "есть рабовладельческая диктатура невиданного размера и всепроникающего захвата", которая держится на партийных указах, распоряжениях и инструкциях, а законы и государственные органы представляют собой "только показную оболочку партийной диктатуры" В тоталитарном обществе, спаянным страхом, инстинктом самосохранения и злодейством, граждане фактически лишаются всех прав, полномочий и свобод Они существуют только как субъекты обязанностей, объекты распоряжений и рабочие машины Их правовое сознание замещается "психическими механизмами - голода, страха, мук и унижения; а творческий труд - психо-физическим механизмом рабского надрывного напряжения" Согласно И, опыт всех европейских социалистических стран свидетельствует, что с победой социализма в них устанавливается монопольная собственность государства и исключительная инициатива единого чиновничьего центра, в которых и заключается суть данного общественного устройства Установление же этой монополии ведет к монополии государственного работодательства и создает полную зависимость всех трудящихся от новой привилегированной касты партийных чиновников-угнетателей Социалистическая действительность, по И, свидетельствует об антисоциальной сути социализма, который убивает свободу и творческую инициативу, уравнивает людей в нищете и зависимости, создает партийную касту, проповедует классовую ненависть, осуществляет "террористическое управление", создает рабство и выдает его за справедливый строй Выход из левого тоталитаризма И видел в отречении от социалистических иллюзий, которые привели к катастрофе, и в строительстве нового общественного строя, основанного на, частной инициативе, частной собственности, правовой свободе и "творческой социальности", включающей в себя свободу, справедливость и братство Неизбывно размышляя о судьбе России, И считал, что ей все равно придется сделать выбор между свободой и рабством, демократией и тоталитаризмом Веря в лучшее будущее, он подчеркивал, что "безумию левого большевизма Россия должна противопоставить не безумие правого большевизма, а верную меру свободы; свободу веры, искания правды, труда и собственности" Значительная часть социально-философских и социологических соображений И о будущем устройстве тоталитарных обществ носила характер либерального утопизма религиозного толка Но в выборе направления движения и основных целях его он был прав, поскольку без обретения свободы преодоление тоталитарного отчуждения человека, его освобождение невозможно и немыслимо


Поделиться:

Реклама