Иконы - это...

ИКОНЫ (от греч. "изображение") — в христианстве — название живописных изображений Иисуса Христа, Богоматери (см. Мария) и святых, имеющих священный характер и служащих предметом религиозного чествования как образы, которые возводят мысль и чувство молящихся к изображаемому. Как отмечал Н. И. Барсов, в Православной и Римской (Католической) Церквах И. составляют необходимую принадлежность храма и домашнего культа христианина, как и крест с изображением распятого на нем Иисуса Христа или без Него. Происхождение И. восходит к началу христианства. По преданию, записанному церковным историком Евсевием Кесарийским, сам Иисус Христос дал Свой образ, запечатлевшийся на плате, которым Он утер свое лицо, эдесскому царю Авгарю. По тому же преданию, евангелист Лука, по профессии живописец, оставил после себя несколько икон Божьей Матери. О существовании И. в Церкви в первые три века свидетельствуют упоминания о них Тертуллиана, Минуция Феликса, Климента Александрийского, Мефодия Тирского, Оригена, а также вещественные памятники, найденные в катакомбах, хотя в эти века гонений на христианство христианская иконопись имела по преимуществу символический характер (напр., Иисус Христос изображался в виде пастыря с овцой на плечах и т. п.). Со времени Константина I Великого И. входят во всеобщее открытое употребление в храмах и домах. Со времени 7-го Вселенского Собора И. становятся обязательной принадлежностью христианского культа, а также получает обширное развитие иконопись. В более позднее время в Византийской империи (6 и следующие века) мало-помалу устанавливаются общие типы иконописных изображений, а в еще более позднее время на Востоке появляются т. н. иконописные подлинники в качестве руководств для иконописцев, в которых подробно указываются внешние черты каждого святого и его иконописные аксессуары. В Древней Руси иконопись развивалась в строгой зависимости от византийских образцов. Заботясь о соответствии иконописного изображения священному достоинству иконописных предметов, Русская Православная Церковь делала по этому предмету на Стоглавом Соборе (1667—1674), а также в самом начале Синодального периода (1722) особые постановления, которыми вменялось в обязанность допускать до иконописания лишь людей искусных в художестве и отличающихся добрым поведением, предписывалось даже наблюдать за нравственностью иконописцев, а самые иконы писать с древних образцов, "от своего же смышления и по своим догадкам Божества не писать". Позднейшее законодательство ограничивалось общими требованиями, чтобы И. были писаны искусно и без нарушения священного достоинства иконописных сюжетов, чтобы на них не допускались "изображения, производящие воспламенение нечистых удовольствий" и вообще могущие подать повод к суеверию и соблазну. Запрещаются И. резные и отливные из металлов (кроме распятий и лепных изображений, устанавливаемых на высоких местах, а также — нагрудных крестов). Иконописное ремесло, а также торговля И. и крестами, безусловно, запрещается лицам нехристианских исповеданий, не допускается продажа И. с аукциона и передача их кредиторам-иностранцам. [В царской России старообрядцам (см. Старообрядчество) позволялось приписываться к иконописному цеху, но не иначе как с особого разрешения министра внутренних дел. — Ред.] Запрещается делать вещи, употребляемые в житейском быту (напр., печати) со священными изображениями; запрещается выставлять напоказ восковые фигуры Иисуса Христа, Богоматери, а также фигуры, оскорбительные для священного сана. И., оглашаемые в народе чудотворными, отбираются в ризницы кафедральных соборов впредь до удостоверения их чудотворности, после чего поставляются для общего чествования в храмах или часовнях. В деревнях священники обязаны наблюдать, чтобы И. в домах соблюдались в чистоте.


Поделиться:

Реклама