Иккарим - это...
ИККАРИМ (иврит. "принципы") — в иудаизме — основные принципы веры. Помимо термина "И." еврейскими мыслителями и законоучителями использовались также обозначения йесодот ("основы", "основоположения"), аммудим ("столпы"), шорашим ("корни"), ишшурим ("утверждения").
В отличие от христианства и ислама в иудаизме нет четких и общепринятых догматов веры. С точки зрения иудаизма каждый еврей состоит — независимо от формального исповедания веры — в Завете (см. Берит) с Богом, который некогда был заключен между Ним и народом Израиля (см. Йисраэль, Избранный народ, Тора). Вера еврея находит свое выражение в молитвах, особенно в дважды в день читаемом Символе веры — "Шма", но прежде всего — в соблюдении предписаний Торы — мицвот. Однако даже отклонение от них — за исключением трех смертных грехов — идолопоклонства (см. Авода зара), кровопролития (убийства) и кровосмешения (инцеста) — не делает еврея неевреем. Тем не менее, уже в эпоху Мишны возникла необходимость отделить иудаизм от различных ересей, о чем свидетельствует зафиксированное в трактате Мишны "Санѓедрин" утверждение, что, хотя каждый еврей имеет долю в грядущем мире (см. Олам ѓа-ба), эта доля будет отнята у того, кто не верит в воскресение мертвых, в то, что Тора дана в акте Откровения Божьего, а также у того, кто отрицает существование Бога, т. е. безбожника. Эта формулировка не стала воплощением догматов иудаизма, но воздействовала на последующие попытки определить его основные И.
Уже Филон Александрийский, глава еврейской общины г. Александрия, в 1 в. выделил восемь И.: 1) существование Бога, 2) Его единство, 3) Божественное Провидение, 4) творение мира, 5) единство мира, 6) существование умопостигаемых форм (идей), 7) происхождение Закона (Торы) из Откровения, 8) вечность Закона. В Средние века стремление сформулировать И. усиливается в связи с оформлением догматики христианства и ислама, и особенно среди сефардов, живших в мусульманском мире, — в связи с развитием мусульманского богословского движения калам. Хананэль бен Хушиэль (1-я пол. 11 в.) утверждал, что еврейская вера — это 1) вера в Бога, 2) в пророков, 3) в грядущий мир, 4) в приход Машиаха, или Мессии.
В 12 в. свои 13 И. сформулировал Маймонид, и его формулировка остается до сих пор наиболее авторитетной в иудаизме: 1) существование Бога, Который совершенен, самодостаточен и является первопричиной всего; 2) единство Бога, отличное от всех других видов единства; 3) бестелесность Бога, Которого нельзя мыслить в терминах телесного бытия, а потому и антропоморфизмы Танаха нужно понимать только метафорически; 4) вечность Бога; 5) не следует никому поклоняться и служить, кроме Бога, ибо нет никаких посреднических сил, которые могли бы удовлетворять мольбы человека по своему усмотрению, поэтому эти силы не следует призывать; 6) вера в пророчество; 7) Моисей (см. Моше) выше всех пророков; 8) вся Тора открыта Моисею; 9) Тора никогда не будет отменена или заменена каким-либо другим законом, к ней ничего нельзя прибавить и ничего нельзя исключить; 10) Богу известны все деяния людей; 11) вера в воздаяние, в то, что Бог вознаграждает исполняющих заповеди Торы и наказывает нарушающих их; 12) вера в приход Машиаха; 13) вера в воскресение мертвых. С точки зрения Маймонида, те, кто отверг И., исключили себя из Общины Израиля и являются еретиками. Однако показательно, что и эти очень авторитетные Тринадцать принципов веры, наиболее полно и логически четко описывающие критерии принадлежности к раввинистическому иудаизму (см.; см. также Раввин), наследником которого ныне является ортодоксальный иудаизм, все равно не стали догматами и могут подвергаться (и подвергались) критике и некоторым изменениям. Тем не менее, они стали образцом и точкой отсчета для дальнейших поисков формулировки И. Так, в 13 в. Давид бен Шмуэль д’Эстелья применил термин "И." к трем, с его точки зрения, составляющим иудаизма: заповеди (см. Мицвот), верования и философское постижение Торы. К верованиям он отнес семь "столпов (аммудим) веры": 1) творение мира, 2) свобода воли, 3) Божественное Провидение, 4) Божественное происхождение Торы, 5) посмертное воздаяние, 6) приход Избавителя (т. е. Машиаха), 7) воскресение из мертвых.
Особенно усиленное внимание к формулированию И. характерно для 15 — начала 16 в. При этом одна часть ученых — Крескас, Дуран, Альбо — подходила к этому строго методологически, другая — Йицхак Арама, Йосеф Йабец (15 в.), Й. Абраванель — акцентировала Божественное Откровение как единственный источник еврейской веры. В труде "Ор Адонай" ("Свет Господень", 1410) Хасдай Крескас выделяет различные категории верований. На первое место он ставит шореш вэ-ѓатхала ("корень и начало") иудаизма, и это с его точки зрения вера в: 1) существование, 2) единство, 3) нематериальность Бога. Во вторую категорию он включает шесть основ (йесодот), или столпов (аммудим), без которых теряет смысл само понятие "Тора": 1) всеведение Бога, 2) Божественное Провидение, 3) всемогущество Бога, 4) пророчество, 5) свобода воли, 6) любовь к Богу как главная цель Торы и как путь обретения вечного блаженства. Третью категорию, полагает Крескас, составляют верования, хотя и являющиеся необходимыми для ортодоксального иудаизма, но не основополагающие: 1) сотворение мира, 2) бессмертие души, 3) Божественное воздаяние, 4) воскресение из мертвых, 5) неизменность Торы, 6) приоритет пророчества Моше, 7) Божественное наставление священников (см. Коѓэн) через Урим и Туммим, 8) грядущий приход Машиаха. Кроме того, Крескас выделяет три верования, связанные с конкретными заповедями, прежде всего — с заповедями на Скрижалях Завета (см.; см. Десять Заповедей): 1) Бог отвечает на молитву человека; 2) Бог принимает раскаяние (см. Тшува); 3) Йом-Киппур и святые праздники установлены Богом. Крескас также перечисляет, отталкиваясь от числа 13, установленного Маймонидом (на самом деле — имеющего древние сакральные корни, 13 проблем, в решении которых арбитром является разум: вечен ли мир; существуют ли другие миры; являются ли небесные сферы одушевленными и разумными; влияет ли движение небесных тел на людей и т. п. Шимон бен Цемах Дуран разделил 13 И. Маймонида на три группы, которые также назвал "И.": 1) существование Единого, бестелесного, вечного Бога, Который является единственным объектом почитания; 2) вера в Откровение, данное Моше, которому открыта была вся Тора и который поэтому превосходит всех пророков; 3) Божественное воздаяние, основанное на всеведении Бога, Его руководстве миром (Провидении) и предполагающее приход Машиаха и воскресение из мертвых. При этом Дуран видит в выделенных им И. прямое продолжение высказывания Мишны об Олам ѓа-ба (см. выше). Дуран разделяет фундаментальные верования, нарушение которых приводит к ереси, и просто заблуждения.
Наиболее популярным сочинением по И. стала "Сэфер ѓа-иккарим" ("Книга принципов", 1425) Йосефа Альбо. Как и Дуран, он выделяет три основополагающих И.: 1) бытие Бога, 2) Божественное происхождение Торы, 3) Божественное воздаяние. Из этих И. Дуран выводит производные "корни" (шорашим), образующие вместе с И. Божественный Закон: 1) единство, нематериальность, вневременность и абсолютное совершенство Бога; 2) вера в Божественное всеведение и знание, переданное пророкам, в подлинность Божественных посланцев и законодателей; 3) вера не только в общее Провидение (см. Ѓанѓаха), но и в индивидуальный Промысел Божий (см. Ѓашгаха пратит). К более низкому разряду Дуран относит шесть верований (эмунот), являющихся обязательными, но при этом их отрицание не является ересью: 1) сотворение мира во времени из ничего; 2) превосходство пророчества Моше; 3) неизменность Торы; 4) достижение вечного блаженства в грядущем мире выполнением даже одной заповеди; 5) воскресение из мертвых; 6) приход Машиаха. Последним средневековым сочинением по еврейской догматике, обнаруживающем четкую философскую ориентацию, стал трактат Э. Дельмедиго "Бхинат ѓа-дат" ("Исследование религии", 1496). Автор различает "корни" (шорашим), которые как интеллектуальная элита (философы), так и простой народ должны принимать именно как И., не нуждающиеся в интерпретации, и "ветви" (анафим), которые обычные люди должны понимать и принимать буквально, а философы — искать их скрытый смысл. Дельмедиго рассматривает 13 И. Маймонида как шорашим, сводимые к трем основным И.: 1) существование Бога, 2) пророчество, 3) Божественное воздаяние. При этом он полагал, что одни из них подтверждаются разумом (бытие, единство и нематериальность Бога), а остальные просто принимаются на веру. К сфере анафим принадлежат разумные основания заповедей, а также вся Аггада.
Йицхак бен Моше Арама (ок. 1420—1494), испанский раввин, проповедник (см. Даршан) и философ, представитель антиаристотелевского течения в еврейской философии, критиковал своих предшественников, в том числе и Маймонида, напоминая, что иудаизм — религия Откровения и что Тора открывает И., стоящие выше разума и дополняющие его. Поэтому, вопреки мнению Маймонида, вера в существование, единство, простоту (неделимость) и вечность Бога не может рассматриваться как И. Торы, равно как и вера в свободу воли и целесообразность мира по Крескасу. И. находят выражение в самой Торе — в ее мицвот, в первую очередь — в законах о Субботе (см. Шаббат) и праздниках. Арама насчитывает шесть И. веры (икрей ѓа-эмуна): 1) сотворенность мира (Шаббат); 2) всемогущество Бога (Песах [см.]); 3) пророчество и Божественное Откровение (Шавуот [см.]); 4) Провидение (Рош-ѓа-Шана [см.]); 5) раскаяние (Йом-Киппур [см.]); грядущий мир (Суккот [см.]).
Сходный подход обнаруживается и у двух современиков Арамы — Йосефа Йабеца и Йицхака Абраванеля. Первый отвергает формулировки Маймонида, Крескаса и Альбо и предлагает свои три И., являющиеся экспликацией Божественного Единства: 1) только Бог является Творцом; 2) только Бог проявляет Провидение; 3) только Бог будет почитаться в Мессианскую эру. С точки зрения Абраванеля поиск "фундаментальных принципов" возможен только в науках, создаваемых человеком, и эти принципы — либо самоочевидные истины, либо истины, заимствованные из еще более фундаментальных наук. Однако в случае с Торой, которая вся является Откровением Божьим, не существует внешних источников, из которых можно было бы почерпнуть фундаментальные И. законов и верований Торы. Поэтому все, что содержится в Торе, должно быть объектом веры, и бессмысленно пытаться установить особые принципы еврейского вероучения. Позиция Абраванеля весьма показательна для иудаизма, несмотря на огромный пиетет иудейской традиции перед Маймонидом.
Традиция средневековой еврейской философии повлияла и на Б. Спинозу, творчество которого не может быть понято адекватно вне контекста еврейской религиозной мысли. В своем "Богословско-политическом трактате" (1670) Спиноза сформулировал семь "догм универсальной религии", за которой отчетливо проступают И. иудаизма в различных их редакциях: 1) существование Бога, 2) Его единство, 3) Его вездесущность, 4) Его высшая власть и сила, 5) поклонение Богу через послушание Ему, 6) блаженство богопослушного, 7) прощение раскаявшихся грешников.
В самой же еврейской традиции в эпоху Нового времени М. Мендельсон сформулировал три И.: 1) Бог, Творец и Правитель всего сущего, един и прост (неделим); 2) всеведущий Бог воздает за добро и зло естественным, а иногда — сверхъестественным способом; 3) Бог открыл свой Закон в Торе, данной через Моисея народу Израиля. Мендельсон подчеркивал, что для иудаизма неприемлемы христианские догматы троичности (см. Троица, Тринитаризм) и первородного греха как вступающие в противоречие с разумом, и настаивал на гармонии веры и разума в еврейской религии. По Мендельсону, в Откровении даны лишь законы и заповеди иудаизма, а истины, которые признает еврей, не зависят от Божественного Откровения и тождественны вечным законам разума. Именно поэтому иудаизм не предписывает веру в какие-либо догматы и не предполагает их как обязательные. Еврейское понятие эмуна ("вера") означает доверие Богу, уверенность в выполнении Его обетований. Концепция Мендельсона была широко развита его учениками, однако в 1-й пол. 19 в. подверглась критике со стороны еврейских мыслителей, особенно в свете выдвинутого в этот период Г. В. Ф. Гегелем взгляда на христианство как на "абсолютную религию". В свою очередь, С. Формштехер в книге "Религия духа" (1841) представил иудаизм как "абсолютную религию". С критикой Мендельсона выступил А. Гейгер, подчеркивая богатство идей, с которыми иудаизм вступил в историю; вместе с тем он отвергал применение термина "догмат" к еврейской религии, лишенной фиксированных формулировок догматов. Попытки сформулировать И. продолжались и далее. Основатель неоортодоксального иудаизма (см. Ортодоксальный иудаизм) Ш. Гирш предложил подходить к И. только через призму Ѓалахи, указывая, что "катехизис еврея — его календарь", т. е. соблюдение Шаббата и праздников. И. обсуждались и в 20 в., но не находились в центре внимания еврейских теологов.
Таким образом, иудаизм исходит прежде всего из полноты Торы как целостного воплощения И. и, в сущности, отказывается от жестко формулируемой догматики, отклонение от которой можно вменить в грех человеку, сохраняя древний принцип оценки веры не по признанию тех или иных догматов, но по факту действия.
Г. В. Синило
Поделиться: