Йишмаэль бен Элиша - это...

ЙИШМАЭЛЬ БЕН ЭЛИША, рабби Йишмаэль (2-я пол. 1 в. — 1-я треть 2 в.) — один из ведущих иудейских законоучителей, преподававший в йешиве в Явне; один из таннаев, заслуживший, как и рабби Акива, именование "отец мира". Й. Б. Э. происходил из состоятельной священнической семьи и, вероятно, был сыном или внуком первосвященника, поэтому Аггада часто именует его первосвященником. После разрушения Иерусалима и Храма римлянами Й. Б. Э., будучи еще ребенком, попал в Рим пленником. Там его выкупил рабби Йеѓошуа бен Хананья и взял с собой в Эрец-Йисраэль (Землю Израиля), где стал, как и рабби Нехуния бен ѓа-Кана, его учителем. Й. Б. Э. жил в Кфар-Азизе недалеко от Хеврона. В йешиве в Явне, основанной Йохананом бен Заккаем, он прославился как выдающийся талмид-хахам. Он особенно сблизился с рабби Акивой, несмотря на их расхождения в вопросах Ѓалахи. Оба они стали основателями разных школ толкования предписаний Торы: де-вей (букв. "из дома") рабби Йишмаэль и де-вей рабби Акива, различавшихся тем, что рабби Акива стремился извлечь галахические постановления из отдельных слов или даже букв Торы, а рабби Й. Б. Э. руководствовался принципом "Тора говорит человеческим языком" и считал, что нужно учитывать прямой смысл и давать логическое толкование того или иного фрагмента текста. Й. Б. Э. разработал 13 правил герменевтики текста и обращал преимущественное внимание на его смысл, а не на форму. Известно, что в диспуте с рабби Акивой о виде казни, которому подлежит уличенная в прелюбодеянии женщина, Й. Б. Э. сказал: "Неужели на основании одной буквы ты считаешь оправданным предание ее смерти через сожжение?" (Санѓедрин 51б).

Отличительной чертой характера Й. Б. Э. была его глубокая любовь к сынам Израилевым и к людям вообще: "Сыны Израилевы — я их искупительная жертва" (Негаим 2:1); "Будь быстр пред главою (т. е. в оказании услуг уважаемому человеку. — Г. С.), вежлив с юными и принимай радушно каждого" (Авот 3:12). В трактате Брахот Иерусалимского Талмуда рассказывается о том, как однажды некий иноземец, встретив Й. Б. Э., благословил его, и тот ответил: "О тебе сказано: "И благословляющий тебя — благословен" (рабби Й. Б. Э. напоминает о словах Всевышнего, обращенных к Аврааму [см.]: "...Я благословлю благословляющих тебя..." — Быт 12:3). Й. Б. Э. считал, что нельзя налагать на людей ограничения, которые они не могут выполнить. Так, следовало бы в знак траура по разрушению Храма отказаться от мяса и вина, но это было бы подобно тому, как если бы после запрета римлян изучать Тору и соблюдать заповедь обрезания народ перестал вступать в брак и рождать детей (Бава Батра 60б).

В уста рабби Й. Б. Э. вложены многие высказывания мистического характера, и его имя часто упоминается в литературе ѓехалот ([небесных] "чертогов", или "дворцов"), которая лежит у истоков Каббалы. Он является главным героем в 3-й Книге Еноха (см. Енох).

Как полагают исследователи, Й. Б. Э. умер перед восстанием Бар-Кохбы, однако Аггада причисляет его к десяти мученикам царства — десяти еврейским законоучителям, погибшим мученической смертью по приказу императора Адриана. Сообщается, что по просьбе товарищей, приговоренных вместе с ним к казни, Й. Б. Э., владевший тайной Божьего Имени (см. Тетраграмматон), вознесся на небо, где архангел сообщил ему, что их мученическая смерть предопределена Всевышним. Согласно преданию, рабби Й. Б. Э. был выведен на казнь вместе с рабби Шимоном бен Гамлиэлем, и тот был казнен первым, на глазах у Й. Б. Э. "Поднял р. Исмаил (так в переводе С. Г. Фруга. — Г. С.) отсеченную голову и, прижимая ее к груди, воскликнул, заливаясь слезами: "О, священные уста, уста праведные, уста, из которых яхонты, алмазы и перлы сыпались! Кем вы теперь в прах повержены, кем песком и пеплом наполнены! О, горе, горе! Такова ли Тора и такова ли награда ее?" Пока р. Исмаил горевал так, выглянула в окно дочь кесаря и остановилась, очарованная красотой его, ибо р. Исмаил был одним из семи красивейших мужей на свете, и сияло его лицо подобно лику ангельскому. Преисполнилось сердце царевны жалостью к нему, и посылает она просить кесаря: "Отец, обещай исполнить одну мою просьбу". Отвечает кесарь: "Исполню всякую просьбу твою, дочь моя; не проси только за р. Исмаила и его товарищей". Посылает снова она просить отца: "Молю тебя, подари ему жизнь!" "Это невозможно, — отвечает кесарь, — я поклялся казнить его". Начал палач сдирать кожу на голове у р. Исмаила. И когда он дошел до того места, где возлагается тфиллин, — земля и небо содрогнулись; повторился стон — Престол Небесный пошатнулся. "Господи! — возгласили, не выдержав более, Ангелы служения. — Праведник, пред которым Ты открыл все сокровищницы высших миров и все тайны низших — ему ли умирать такой ужасной смертью? Такова ли Тора и такова ли награда ее?" Отвечает Всевышний: "Как помочь мне детям моим? Это гезера (предопределение. — Г. С.), и никому из смертных не устранить ее". Раздался Голос (см. Бат-Коль. — Г. С.): "Еще один вопль р. Исмаила — и Я всю вселенную в пустыню превращу!" Услышав последние слова, р. Исмаил умолк. Говорит ему кесарь: "Что же, все еще уповаешь ты на своего Бога?" "Да, — отвечает р. Исмаил словами Иова (см. Ийов. — Г. С.), — если Он и убьет меня, я на Него уповать буду". И с этими словами отлетела душа его" (перевод С. Г. Фруга).

Г. В. Синило


Поделиться:

Реклама