Иезуиты - это...
ИЕЗУИТЫ — в христианстве — члены одного из монашеских орденов Католической Церкви, "Общества Иисуса", основанного в середине 16 в., когда началась усиленная борьба католицизма (см. Католичество) с религиозной Реформацией. Как отмечали историки Церкви, основание ордена И. в одну эпоху с инквизицией, с изданием официального указателя ("Индекса") запрещенных книг и созывом Тридентского Собора было одним из важнейших проявлений начавшейся католической реакции. Орден И. сделался главной силой возродившегося католицизма в борьбе не только с Реформацией, но и с умственным движением светского гуманизма. Он очень скоро приобрел большую силу и, в общем, сохранял ее все время своего существования, за исключением четырех десятилетий в кон. 18 и нач. 19 в., когда официально считался уничтоженным, но тайно продолжал существовать. Как в середине 16 в. И. были призваны к борьбе главным образом с протестантством, так в нач. 19 в. при восстановлении ордена И. была поставлена задача борьбы с революцией. Ни один орден в истории католичества не брал на себя таких разнообразных задач и вследствие этого не получал такого универсального значения, как орден И., что и создало для него совершенно особое положение среди других учреждений Римской Церкви.
Основателем ордена И. был испанский дворянин Игнатий Лойола (настоящее имя — Иниго Лопе де Рекальдо; 1491—1556), причисленный Католической Церковью к лику святых. Лойола был испанским военнослужащим, чудом выжившим после тяжелого ранения. Он пережил мистический экстаз, родственный внутреннему самопосвящению. (Плодом его духовных исканий явился труд "Духовные упражнения" — своеобразное руководство по обращению неофитов в христианство.) Первыми членами нового братства, еще задолго до его утверждения папой, были преимущественно испанцы. Первоначальный кружок единомышленников Лойолы образовался в середине 1530-х в Париже, где будущий генерал ордена в то время учился. Сначала эта "фаланга Иисусова" думала только о миссионерской деятельности в Палестине, но позже среди И. утвердилась мысль остаться в Европе и отдать себя в полное распоряжение папы. Занимавший в то время св. престол Павел III не сразу согласился на просьбу Лойолы утвердить новый орден: многое в поведении самого Лойолы ему казалось странным, да и в проекте устава папа кое-что не одобрял, не говоря уже о том, что начальники других орденов тоже не очень сочувственно относились к учреждению нового ордена. Между тем будущие И., живя в Риме, успели прославиться своим аскетизмом, своими проповедями, делами благотворительности, и, в конце концов, буллой "Regimini militanus" Павел III осенью 1540 утвердил орден, усмотрев в намерении Лойолы "перст Божий".
На первых порах в новой организации не разрешалось иметь более 60 членов, но это ограничение вскоре было снято, и в 1543 орден И. получил право вербовать членов в неограниченном числе. Уже в 1540-х генерал ордена был подчинен, помимо каких бы то ни было инстанций, самому папе, а также И. были освобождены от подчинения епископам. Павел III дал членам ордена право повсеместных проповедей, исполнения церковных треб и даже отпущения грехов в некоторых случаях, которые считались исключительно папскими. И сам Павел III, и его преемники освободили И. от некоторых монашеских обетов и обязанностей, позволили не ходить на некоторые церковные службы, владеть недвижимой собственностью при сохранении привилегий нищенствующих орденов и т. п. После смерти Лойолы И. были освобождены от обязанности жить в монастырях. Важно было также установление т. н. коадьюторов, каковыми в принципе могли быть и светские лица, не дававшие монашеских обетов. Число членов ордена И. росло необыкновенно быстро. К 1556 их было уже около тысячи.
Вскоре И. появились в Англии, где уже в 1580-х проживало около трехсот тайных И. В этот же период они проникли в страны Средней Европы. В начале 17 в. у И. была своя коллегия в Турции. Наконец, в качестве миссионеров И. стали действовать в Ост-Индии, Китае, Японии, Абиссинии, Америке, основав в последней целое колониальное государство (Парагвай), где сумели подчинить своей власти (в период с 1688—1768) туземное население. Необходимо отметить, что первую в мире концепцию прав человека разработали именно И. в Парагвае.
Настоящим устроителем "Общества Иисуса" еще при жизни Лойолы считается один из первых его членов — Лайнес, сделавшийся в 1556 генералом ордена. Своей организацией орден И. напоминает, с одной стороны, отчасти войско с централизацией власти наверху, с рядом иерархически расположенных властей и с беспрекословным подчинением младших старшим, с чисто военной дисциплиной. С другой стороны, некоторыми своими чертами орден напоминает тайное общество, деятельность которого совершенно сокрыта от посторонних глаз, тем более что многие члены ордена были тайными И. Орден преследовал очень часто цели, остававшиеся неизвестными рядовым его членам и даже начальствующим лицам. Во главе этой организации стоял пожизненный "генерал", находившийся непосредственно под властью папы, но часто фактически подчинявший себе саму политику курии. Резиденцией генерала должен был быть Рим, где существовали к услугам И. такие учреждения, как высшее инквизиционное судилище и национальные коллегии для подготовки католических миссионеров в иноверных странах, отданные в начале 17 в. в заведование особой конгрегации распространения веры. Власть генерала, избиравшегося генеральной конгрегацией ордена И., состоявшей из начальников отдельных провинций ("провинциалов") и специальных делегатов, по одному от каждой провинции, с самого начала существования ордена была неограниченной по отношению ко всем отдельным членам. Теоретически весь орден считался выше генерала, но фактически вся власть была в руках последнего. Генеральная конгрегация юридически признавалась правоспособной судить и низлагать генерала, если бы действия его оказались вредными для ордена, но за все время существования ордена не было ни одного случая, когда конгрегация воспользовалась бы этим правом.
Во главе каждой провинции устав ордена предполагал назначаемого генералом "провинциала". Провинциалы назначались на срок в три года и обязаны были посылать регулярные отчеты о деятельности в определенные промежутки времени. В Риме сосредоточивалось громадное количество отчетов и донесений, часто писавшихся шифрами и составлявших тайну для непосвященных. Такие же отчеты получались провинциалами от лиц, которые находились у них в подчинении.
Новички, желавшие поступить в орден, сначала подвергались испытанию в особых домах и только в том случае, если признавались пригодными для ордена, принимались в качестве "новициев", проходя потом суровую школу безусловного послушания старшим в особых общежитиях, "новициатах", для чего устанавливался двухлетний срок. Новиции свободно и без объяснения причин могли изменить свое положение и выйти из ордена, но от "схоластиков" (следующая ступень) требовался уже обет, который не позволял им без согласия начальства выходить из ордена, причем руководство ордена И. сохраняло право без объяснения причин удалять схоластиков, которых считало недостойными оставаться в ордене. Срок пребывания адептов на этой второй ступени был более продолжительным. Это было, главным образом, время обучения, а иногда и начала педагогической деятельности. Обычные монашеские обеты традиционно требовались только от коадъюторов. "Постоянные" коадъюторы имели право совершать церковные требы, проповедовать, обучать истинам веры, миссионерствовать и т. п., тогда как коадъюторы временные, или светские, не принимавшие духовного сана, работали для ордена на других поприщах, не исключая хозяйства и физического труда. "Профессы" — высшая ступень в ордене И., в которой выделялась особая категория "профессов четырех обетов", которые, кроме обычных трех монашеских обетов, должны были давать еще обет беспрекословно отправляться, куда велит папа. Эти люди всегда и составляли ядро ордена И., из которых только и могли избираться начальствующие лица всей организации. Наконец, у ордена были еще "экстерны", или аффилированные члены, среди которых встречались даже государи. Высшие духовные лица (епископы, кардиналы) очень редко бывали из И., и не было ни одного И. на Папском престоле.
Для И. был установлен особый костюм, напоминающий не столько монашескую рясу, сколько одеяние светских ученых 16—17 вв.: черный кафтан, плащ и головной убор с загнутыми с боков полями. Орденские правила определяли даже мелочи поведения членов ордена, и все здесь было рассчитано на то, чтобы быть приятными в обращении, нравиться, смягчать сердца. Внутренняя дисциплина, которой требовал устав ордена, сводилась главным образом к тому, чтобы каждый всего себя целиком отдавал служению целям ордена. Безусловное повиновение старшим, а также полное отречение от собственной воли и суждений являлись главными добродетелями И. ("Младший должен уподобляться посоху в руках старшего, быть как труп, которому можно придать любое положение").
Главными видами деятельности ордена были участие в отправлении культа, духовное руководство мирянами, воспитание и образование юношества, миссионерство. Основной же задачей выступало подчинение светского общества руководительству Церкви, преимущественно же — своего ордена.
И. охотно делались духовниками государей, их министров, всяких сильных мира сего, советуя им прибегать к таинству покаяния как можно чаще, открывать при этом свои намерения, советоваться о своих предприятиях и т. п., внушая им, вместе с тем, мысль, что частые покаяния важнее раскаяния. Легкая мораль И. со своим казуистическим характером делала духовников, принадлежащих к ордену, податливыми и снисходительными, а потому и особенно приятными в высших сферах светского католического общества. Как педагоги И. проявили особое искусство в воспитании подрастающих поколений. Они старались сделать образование доступным наибольшему количеству людей, особенно наиболее способным мальчикам из низших классов, учили за дешевую плату, иногда воспитывали совершенно даром. К своим целям они приспособили гуманистическое направление того образования, начало которому было положено в эпоху Ренессанса. Их школы были, пожалуй, лучшими в свое время, и многие протестантские семейства отдавали в них своих детей. Наконец, особой отраслью деятельности И. сделалось миссионерство. С течением времени орден развил и чисто мирскую деятельность экономического и политического характера: И. основывали банки, торговые дома, пускались в колониальные предприятия, принимали на себя дипломатические поручения, многообразно вмешивались во внутренние государственные дела.
У И. выработалась своя моральная и политическая философия. Знаменитое учение о том, что цель оправдывает средства, не было специально иезуитским изобретением, но оно входило в их моральный кодекс, хотя и не в такой откровенной формулировке. Тем же духом приспособления к человеческим слабостям проникнута и теория И., известная под названием пробабилизма: человек грешит лишь тогда, когда совершает заведомо греховный проступок, но если в поступке есть только вероятность греха, то совершать его можно. Наконец, решительное заявление И. о полном несогласии с протестантским догматом об оправдании было соединено с признанием свободы воли и собственных усилий человека в деле спасения: естественная свобода ведет к греху, а для личных усилий нужна помощь со стороны духовного руководительства, даваемого Церковью.
В религиозный быт христиан И. внесли, как уже отмечалось, практику регулярных покаяний, обязательного поста, а также ввели партию хора в церковную службу.
Сыграв вескую роль в проведении Контрреформации, И. тем не менее были распущены Папой Климентом XIV в 1773. На территории Беларуси (которая все более втягивалась в орбиту России) орден продолжал действовать, ибо папские распоряжения там не исполнялись. В 1814 Папа Пий VII восстановил орден, предполагая продолжение И. образовательной и миссионерской деятельности.
Деятельность ордена И. на территории Беларуси в 18 в. имела серьезное просветительское значение, а также играла роль значимого барьера на пути русификации этих земель.
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: