Иезуитская академия в Полоцке - это...
ИЕЗУИТСКАЯ АКАДЕМИЯ В ПОЛОЦКЕ — высшая католическая (см. Католичество) школа на землях Российской империи (1812—1820), созданная на базе Полоцкого иезуитского коллегиума, известная тем, что открыто выступила против тоталитарных просветительских тенденций государственной Комиссии народного образования (КНО) и Виленского университета.
Полоцкий коллегиум был открыт в 1580 по указу Стефана Батория, под руководством выдающегося деятеля ордена иезуитов (см. Иезуиты) и проповедника Петра Скарги. В первом коллегиуме было два класса и пять учеников. Первоначально образовательная программа коллегиума не отличалась от программ других иезуитских школ литовской провинции, подчиненных Главной литовской школе — Виленскому университету. До середины 18 в. основой обучения была традиционная схоластика в интерпретации иезуитских авторов Суареса, Белармина Фонсеки и т. д. или, как принято называть — "Вторая Схоластика", позднее, под влиянием "обновленной философии" и реформ КНО, программа претерпела значительные изменения.
После раздела Речи Посполитой и ликвидации иезуитского ордена изменения в программах происходили также и под влиянием российской администрации. В 1784 царица Екатерина ІІ, не позволившая на новоприобретенных землях объявлять кассационное бреве, по рекомендации австрийского императора приказала принять в учебных заведениях империи энциклопедическую систему знаний, принятую в качестве программы в Львове, где, в свою очередь, была принята программа Венского университета. В VI классе преподавалась философия, разделенная, согласно системе К. Вольфа, на онтологию, этиологию, психологию, космологию, кроме философии на факультете свободных искусств преподавалась астрономия, оптика, экспериментальная физика и высшая математика. Также в коллегиуме преподавались классические языки, общая история, география и арифметика, предметы, необходимые не только для духовной карьеры, но и для светского образования, — теоретическая и практическая механика, гражданская и военная архитектура, баллистика, пиротехника, гидравлика, теория ремесел, живопись.
Подобная программа была характерна для католических школ периода т. н. христианского просвещения, где сохранялось преподавание основ схоластической метафизики, реформированной под влиянием Вольфа и скорее дополненной, чем ограниченной лекциями физики Ньютона, астрономии Коперника и математики Вольфа, что позволяло сохранение верности традиции и продвижение в области обновления учебных программ. Радикальная модернизация светских школ, принятая в модернизированной уже в 1780 Виленской академии согласно инструкциям КНО, не был принят полоцкими иезуитами, что приводило к многочисленным конфликтам.
Руководство Университета настаивало на унификации программ образования и подчинении всех как светских, так и конфессиональных учебных заведений нормативам КНО. Иезуиты желали независимости в образовательной деятельности, т. к., имея право на новициат, они могли воспитывать собственные кадры в своих стенах. Кроме того, иезуитские авторы отмечают консервативные настроения местного населения — в иезуитских школах Витебска было в два раза больше учеников, чем в школах, где обучение велось по программам КНО. Тем не менее, судьба Академии зависела от отношения российских властей. Помог иезуитам граф де Местр, который в письмах к министру образования Разумовскому убеждал его в необходимости иезуитов для России как форпоста борьбы с вольномыслием. Павел І в 1802 подготовил Указ о переходе Виленского университета под власть иезуитского ордена. Александр І, настроенный в начале царствования либерально, вернул Университету права. Одновременно Россией готовилась обширная программа постепенной русификации, которая разрабатывалась петербургской Комиссией народных школ.
В глобальных планах российских императоров иезуиты должны были сыграть не последнюю роль — вначале их хотели использовать для распространения российского влияния на Восток, в Китай, позже, на фоне религиозного упадка в просвещенной Европе, Петербург должен был стать христианской столицей мира. Павел І дал убежище в России Мальтийскому ордену, получив титул магистра. Александр І после подписания Великого мира, мечтал о создании особой религии экуменического характера, где ему было бы оставлено место верховного жреца. Иезуиты не могли согласиться с новаторскими предложениями российского царя, объясняя это тем, что распространение текстов, не утвержденных церковными властями, противоречит уставу Ордена. В 1814, после провозглашения отмены запрета деятельности Ордена, его генерал Брзожовский не получил разрешения на выезд в Рим для получения полномочий от Папы Римского.
Статус академии Полоцкий коллегиум получил 1 марта 1812, в 1813 в Полоцкой академии было 84 ученика, а в 1820 — около 700 учащихся и 30 учителей. Академии подчинялись все иезуитские школы на территории Российской империи — Орши, Динабурга, Краслава, Ужвальда, Витебска, Могилева, Чечерска, Мстислава, Петербурга, Астрахани, Одессы и Романова. Росту популярности и престижа Академии способствовало в большой мере и то, что после изгнания иезуитов из Европы не было недостатка в подготовленных кадрах: среди преподавателей Академии оказались итальянские, французские, голландские иезуиты.
Учащиеся Академии пользовались учебниками, которые издавались и печатались в собственной типографии. Среди них были учебники по географии, истории, иностранным и классическим языкам. В качестве учебника латыни пользовались традиционным для иезуитских школ учебником Эмануэля Альвара, несмотря на то, что в иных школах был модернизированный в 1740 учебник с польскими комментариями латинских правил грамматики.
В то время как КНО в течение десятилетий пыталась внедрить в качестве базового учебного пособия для изучения философии учебник "Логика", написанный сенсуалистом Э. Кондильяком, в Академии пользовались учебниками, написанными профессором философии и математики, канцлером Академии Джузеппе Анджиолини. По этим учебникам в Академии преподавались метафизика и логика. Предмет философии был поделен на три части согласно классической традиции: рациональная (логика), натуральная (метафизика) и моральная (этика), но метафизика уже изучалась по Вольфианской системе, поделенная на онтологию, этиологию и космологию.
Кроме учебников в типографии Академии в течение двух лет, с 1818 по 1820, издавался культурно-философский журнал "Полоцкий месячник", первое на Беларуси печатное издание, где затрагивались важные мировоззренческие вопросы.
Иезуиты уже имели опыт издательской деятельности во Франции, Германии и Италии. Редактор журнала С. Бучиньский в первом номере перечислил европейские издания Ордена в 18 в.: Memoires de Trevoux, издававшийся французскими иезуитами в Трево в 1701—1734, Bibliotheque Italique, Bibliotheque Germanique, Journal de Luxembourg, Gazeta Literacka Halska, Journal Ecclesiastique, Journal de Medicine, Mercure Historique. Конфессиональное издание, выходившее в стенах Ордена, созданного специально для борьбы с инакомыслием и вредными идеями, имело, прежде всего, полемичный характер, и выпады были направлены на конкретных адресатов, т. е писались в ответ на публикации в российских, варшавских и виленских изданиях. Полоцкие иезуиты, в свою очередь, часто становились объектом критики и обвинений в обскурантизме со стороны радикально настроенных сторонников реформ КНО, поскольку первые видели в реформах опасность религиозного индифферентизма.
На страницах журнала авторы строго придерживались основных положений христианской доктрины: утверждался онтологический и эпистемологический оптимизм (реальность и познаваемость внешнего мира), иерархический порядок в мире, которому соответствуют различные познавательные способности человека и непрерывность философской традиции, утверждающей христианский реализм, опровергающей скептицизм и еретические искажения philosophiae perennis — вечной философии.
И. Кант, философия которого в начале 19 в. приобрела огромную популярность в напуганной губительными последствиями разрушительных идей французского Просвещения Европе, на страницах "Месячника" именовался "воскресителем древнего скептицизма", утверждающим, "что о сути никакого предмета никогда уверенности иметь не можем". Эта тема — тема связи мира природы и сверхъестественных явлений, широко обсуждалась в эпоху Просвещения, существовало понятие "чистой природы", т. е. состояния, в котором человек способен понять то, что принадлежит его природе, но не способен направить свои познавательные способности за пределы человеческого.
Культурный и социальный кризис европейской культуры во втором десятилетии 19 в. вызвал интерес и моду на оккультизм и мистицизм, которые должны были заполнить пустое место, оставшееся на руинах традиционной религиозности и отошедшей моды на просвещенность. В выходившем в Вильне Pamietniku Magnetycznym Wilenskim — журнале, который редактировал Игнатий Лахницкий, масон ложи Друг Человечества, — было опубликовано множество материалов на тему магнетизма и сверхъестественных способностей. Сам Лахницкий перевел с французского "Трактат об алгебромании", где критиковалось просветительское увлечение точными науками: "Страсть к математике может принести вред народу", "ибо с того времени, как точные науки вошли в моду, в нравственности ничего не делается". Магнетизм был настолько популярен в среде виленской читающей публики, что сообщают любопытный факт об одном враче, который отозвал сына, которого намеревался отдать в учение полоцким иезуитам, из-за того, что прочитал, что кто-то из иезуитов "явление магнетизма приписал дьяволу". В статье "Полоцкого месячника" "Трактат о сверхъестественных явлениях" подробно рассматривались вопросы соотношения естественного и сверхъестественного порядка и границ познания, не отсылая к таким сверхъестественным личностям, как дьявол. Автор "Месячника" ставит под сомнение неоправданную веру в безграничный прогресс научного знания, если он идет в ущерб истинам христианской веры, и предстает скорее последовательным картезианцем, чем средневековым мракобесом: "Христиане, как и все, кто идет путем здравого смысла, допускают, что есть два вида естественного: натура несотворенная, т. е. Бог, и натура сотворенная, что обычно называется природой, и тогда следует отличать явления, которые зависят от сотворенной натуры, от тех, которые сотворены Богом".
В 1820 вышло только три номера "Месячника", в этом году иезуиты были изгнаны из пределов Российской империи, а Полоцкая академия была закрыта, библиотека конфискована и распределена между школами Витебской губернии, часть наиболее ценного фонда попала в Москву и Петербург. Позднее эта же участь постигла и Виленский университет.
Д. В. Серебряков
Поделиться: