Йецер га-ра - это...
ЙЕЦЕР ЃА-РА (иврит. "злое намерение", "злое побуждение", "злое начало") — в иудаизме — злое начало, которое пробуждается в человеке в силу данного ему Богом (см.; см. Эль, Элоѓим, Тетраграмматон) великого дара — свободы воли, т. е. осознанного выбора между добром и злом (см. Добро и Зло). Й. ѓа-Р. начинает утверждаться в душе человека в тот момент, когда он в момент искушения допускает греховные мысли, начинает сомневаться в справедливости Бога и в конечном счете отпадает от Него или отклоняется от указанного Им пути, совершая преступление или проступок, нарушая заповедь (см.; см. Мицвот). Так произошло с первыми людьми — Адамом и Евой, которые поверили змею больше, чем Богу, однако вскоре осознали свою ошибку и раскаялись (см. Грехопадение, Тора). Согласно классическому еврейскому комментарию (см. Еврей), представленному в Талмуде и Мидраше, змей (нахаш) — персонификация Й. ѓа-Р., пробуждающегося в душе человека. В Мидраше (в изложении рабби [см.] Моше Вейсмана) говорится: "После прегрешения Адам и Хавва почувствовали, что их характер изменился. В их душу вселилось стремление ко злу, йецер ѓа-ра, которое стало неотъемлемой частью их личности. Они поняли, что отняли у всех последующих поколений мир очевидного добра". Комментируя сюжет о Каине и Авеле и стремясь объяснить преступление Каина, Мидраш утверждает: "Йецер ѓа-ра (злое начало в душе человека) всегда здесь, он (йецер — на иврите слово мужского рода. — Г. С.) таится в тени, чтобы увлечь человека за собой. ...Сначала йецер ѓа-ра — это просто тонкая сеть паука в сердце человека, причем человек может с легкостью уничтожить зло в себе и освободиться от греха. Однако если против этого зла ничего не предпринимать, то оно входит в силу и становится как толстый канат, сдерживающий судно. А ведь все начиналось с тонкой паутинки. Сперва йецер ѓа-ра приходит к человеку в гости. Если тут же не изгнать его, он станет хозяином в доме". Таким образом, в иудаизме понятие "Й. ѓа-Р.", собственно, синонимично понятию "зло", и его появление в мире связывается с грехопадением первых людей. Однако, в отличие от христианства, иудаизм не считает, что зло, т. е. Й. ѓа-Р., после грехопадения изначально и фатально определяет греховность человека и его "врожденную" склонность ко злу. Иудаизм не принимает концепции изначальной греховности плоти, доктрины первородного греха, утверждая, что каждый человек приходит в мир с чистой душой и сам осуществляет нравственный выбор между добром и злом. Человек может избегнуть зла и заслужить спасение (см. Геулла) и жизнь вечную (см. Олам ѓа-ба), борясь с Й. ѓа-Р. и выполняя заповеди Торы. В этом смысл праведности в понимании иудаизма, и праведник (см. Цаддик, Хасид) спасается не только благодатью Божьей, но в первую очередь своими делами, противостоящими Й. ѓа-Р. Преодолеть Й. ѓа-Р. возможно через раскаяние (см. Тшува), подтвержденное поступками человека и неповторением того же прегрешения. Особое осмысление понятие "Й. Ѓа-Р." получает в еврейской мистике — Каббале. Согласно мистической интерпретации, Й. ѓа-Р. зародился в человеке в результате отделения Адамом Древа Познания добра и зла (Эц ѓа-Даат тов вэ-ра) от Древа Жизни (Эц ѓа-Хайим) и материализации зла. Тот же метафизический смысл имел поступок Хаввы, сорвавшей плод с Древа Познания. Смысл всех грехов, прототипом которых стал грех Адама и Евы, — внесение разделения в Божественное единство. В Книге Зоѓар содержится, однако, утверждение, что Й. ѓа-Р. коренится в космическом зле, которое появилось из остатков миров, разрушенных до сотворения мира, существующего ныне. Областью Й. ѓа-Р. является ситра ахара ("другая сторона"), или ситра де-смола ("левая сторона"), порожденная разделением Божественных атрибутов (см. Сфирот) кары (суда) и милосердия и являющаяся областью темной эманации и демонических сил. Однако видимый дуализм преодолевается в русле последовательного монотеизма тем, что даже в области "другой стороны" содержатся искры добра. Сила зла уподобляется коре (клиппа) Древа эманации; царства добра и зла пребывают в смешении, но задача и предназначение человека — разделить их, высвободить искры Божественного света из коры (скорлупы) зла (эта концепция особенно важна для Лурианской Каббалы; см. Лурия). Таким образом, даже Й. ѓа-Р. может и должен быть направлен на служение Божественному добру и его окончательной победе над злом. Отсюда проистекает свойственное мистике хасидизма представление о том, что зло не имеет Божественных корней, а является лишь искаженным восприятием Божественного добра в дольнем мире, что у зла нет собственной сущности (его бытие определяется лишь позицией наблюдателя) и что зло в конечном итоге — "престол для добра" (рабби [см.] Йааков Йосеф; см. Хасидизм). С концепцией высвобождения заключенных в материи искр добра связано теоретическое обоснование хасидского учения о служении Богу самим физическим существованием человека (см. подробнее Хасидизм). Основоположник хасидизма Йисраэль бен Элиэзер Баал-Шем-Тов, или Бешт, учил, что человек должен любить Бога всем своим существом — как доброй, так и злой стороной своей природы, а это значит — преобразовывать и возвышать, освящать телесные желания, являющиеся главной сферой проявления и утверждения Й. ѓа-Р., способствуя тем самым преодолению зла в дольнем мире и реинтеграции миров. См. также Добро и Зло, Тора, Иудаизм, Зоѓар, Лурия, Кордоверо М., Хасидизм.
Г. В. Синило
Поделиться: