Йерушалаим - это...
ЙЕРУШАЛАИМ (от иврит. йир, йер — "город" и шалом, шалем — "мир", "покой", "гармония", "цельность", "совершенство"; в русской традиции — Иерусалим) — в авраамитических религиях — иудаизме, христианстве и исламе — Святой город, связанный с Божественным Присутствием и наиболее полным раскрытием Бога человеку; важнейшая святыня еврейской религиозной традиции (см. Еврей); город, неразрывно связанный с царем Давидом, который сделал его священной столицей Израильского царства и местом сооружения Храма, и с последующей библейской историей (см. Танах, Библия); ныне — столица Государства Израиль (см. Йисраэль).
За свою практически четырехтысячелетнюю историю (и трехтысячелетнюю — в качестве Святого города) Й. именовался по-разному. Первое упоминание о Й. — Рушалимум — обнаруживается в египетских текстах 19—18 вв. до н. э., содержащих заклятия враждебных городов. Под названием Урусалим Й. фигурирует в Эль-Амарнских клинописных табличках 14 в. до н. э., а в форме Урсалимму — в анналах ассирийского царя Санхерива, или Сеннахериба (8 в. до н. э.). Как предполагают исследователи, первоначальное название города звучало как Ирушалем (от западносемит. йарах — "основывать" и шалим, или шулману — западносемитское божество, считавшееся, вероятно покровителем города). В Торе, или Пятикнижии Моисеевом, точнее, в Книге Бытия, а также в Псалмах (см. Хваления), употребляется именование Шалем (Быт 14:18; Пс 76:3) — по отношению к ханаанейскому Й., еще до завоевания Кенаана (Ханаана) израильтянами. В Мидраше это название изначально связывается со словом шалом ("мир", "покой", "целостность", "совершенство"). Кроме этого, в Танахе используется название Йевус — от имени племени йевуситов, или йевусеев (иевусеев), которые владели городом до его завоевания Давидом. Однако к этому времени (конец 11 — начало 10 в. до н. э.) Йевуса как такового уже не существовало: на высоком холме располагалась крепость йевуситов, именовавшаяся Цион, или Цийон (Сион), и значение этого древнего имени неизвестно. Когда же Давид взял крепость, она была переименована вначале в Ир Давид ("Город Давида"), а затем растущий город стал называться Йерушалаим (название "Град Давидов" закрепилось за самой древней его частью, Сионом, где ныне находится гробница Давида). После разрушения Й. римлянами в 70 ими же на месте столицы Иудеи был построен в 135 по приказу императора Адриана город, которому дали название Элия Капитолина — в честь императора Публия Элия Адриана и Капитолийской триады богов (Юпитер, Юнона и Минерва). Мусульмане вначале именовали Й. Илия, затем — Мадина Байт ал-Макдис (араб. "Город Храма"; букв. "Город Дома Святилища"), позднее — просто Байт ал-Макдис (Храм); с 10 в. в арабском языке за Й. закрепилось название ал-Кудс ("Святость") — сокращенное от Байт ал-Кудс ("Дом Святости") или Мадина ал-Кудс ("Город Святости").
Греческое название Й. тоже ассоциируется — по созвучию — со святостью: Иеросолим по принципу народной этимологии понимается как производное от греч. иерос — "святой" (ср. иерей — "священник"). Именно через греческое посредство — через Септуагинту, а затем византийское посредство — появилось старослав. и восточнослав. Иерусалим, а через посредство Вульгаты — нем., англ. Jerusalem и др.
В самих же текстах Танаха пророки (см. Пророков Книги) часто именовали Й. метафорически, перифрастически, выражая через эти именования огромное чувство любви и восхищения Градом Божьим, кровной, нерасторжимой связи с ним еврейского народа: Святой город, Град Бога (Град Божий), Град Справедливости, Град Мира, Верная Столица, Прекрасный Град, Ариэль (Лев Божий, или Божественный лев; на гербе Й. изображен золотой лев — символ колена Йеѓуды [см.], или Иуды) и, наконец, просто Город — ѓа-Ир.
История Й. включает в себя несколько обширных периодов.
Ханаанейский период. В качестве города-государства Й. существовал уже в начале 2 тыс. до н. э. (19—18 вв. до н. э.; см. выше об упоминании Й. в египетских архивах). В этот период, по-видимому, Й. правил царь-жрец, что отчасти подтверждается Библией: так, в Книге Бытия упоминается Мальки-Цедек [см.], или Малки-Цедек (Мелхиседек), "царь Шалема" и "Коѓэн [см.] Бога Всевышнего", который вышел благословить Авраама, возращавшегося после победы над царем Кедорлаомером и освобождения Лота и других захваченных в плен людей из Седома (Содома; см. подробнее Авраам): "И Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино. Он был священник Бога Всевышнего" (Быт 14:18; Синодальный перевод). Имя Мальки-Цедек, буквально означающее "Царь Справедливости [Праведности]", как предполагают, включает обязательную часть имени царей теократической династии древнего Шалема — цедек ("справедливость [праведность]"). Подобное же имя — Адони-Цедек (букв. "Господин Справедливости [Праведности]"; в русском переводе — Адониседек) — встречается позднее в Книге Йеѓошуа бин Нуна (см.; см. Пророки), или Иисуса Навина (Иис Н 10:1). В Эль-Амарнских письмах 14 в. до н. э. обнаружен текст послания правителя Й. египетскому фараону Эхнатону об опасности, нависшей над городом в связи с вторжением в Ханаан хабиру (как предполагают, израильтян). Правитель Й. в этом тексте носит хурритское имя Абди Хеб/па ("раб [богини] Хеб/па"), и, возможно, речь идет именно о гиксосском правителе Й. Далее в Книге Йѓеошуа бин Нуна сообщается, что Адони-Цедек, царь Й., возглавил силы пятерых аморрейских царей, которые пытались остановить продвижение израильтян в Ханаан; однако они были разбиты Йеѓошуа бин Нуном в битве под Гаваоном (см. подробнее Пророки). Относительно завоевания Й. в Танахе обнаруживаются две версии: согласно первой, "воевали сыны Иудины (т. е. из колена Йеѓуды. — Ред.) против Иерусалима, и взяли его, и поразили его мечем, и город предали огню" (Суд 1:8); согласно второй, Й. при разделе Земли Обетованной между коленами Израилевыми отошел к уделу колена Биньямина [см.] (Вениамина), но владели городом по-прежнему йевуситы, пока его не завоевал Давид (Иис Н 15:8; 18:6; Суд 1:2; 19:10, 12). Эти две версии вполне согласуются, если предположить, что колено Йеѓуды разрушило Шалем, а йевуситы вернулись и отстроили небольшую крепость. Однако собственно Йерушалаимом Й. стал благодаря царю Давиду.
Период Первого Храма. Именно Давиду принадлежала идея создания священной столицы, которая объединила бы все колена Израилевы. Он решил основать ее на нейтральной территории, чтобы избежать раздоров между коленами, и одновременно рядом с наделом колена Йеѓуды, к которому он принадлежал. Для этого как нельзя более подходила йевуситская крепость Цион, возвышавшаяся на холме (800 м над уровнем моря) над потоком Кидрон (в русской традиции — Кедрон). Само место было достаточно неприступным, так что ходила поговорка о том, что Цион могут защитить слепой и хромой (т. е. он не нуждается в защите). Однако Давид ок. 1000 до н. э. силами своей личной гвардии взял крепость (2 Цар 5:6—7), назвал новый город Ир Давид и ок. 995 до н. э. перенес в Й. Ковчег Завета.
Впоследствии Й. был разрушен в 586 до н. э. вавилонянами, а в 70 н. э. — римлянами. Тем не менее, он вновь возродился и остается одной из величайших духовных столиц мира, городом трех религий — иудаизма, христианства и ислама.
Поделиться: