Йегуда га-Наси - это...
ЙЕГУДА ЃА-НАСИ (2-я пол. 2 — нач. 3 в. до н. э.) — выдающийся иудейский законоучитель (раввин), наси — председатель Санѓедрина, или Синедриона, духовный лидер Иудеи, собиратель и редактор Мишны. Известен также как Раббену ѓа-кадош ("наш святой учитель") и просто Рабби ("учитель мой"). Й. ѓа-Н. был потомком Ѓиллеля, сыном Шимона бен Гамлиэля II. Согласно Аггаде, Й. ѓа-Н. родился в тот день, когда умер мученической смертью рабби Акива. Как современники так и последующие поколения относились к Й. ѓа-Н. с величайшим благоговением, ставя его в один ряд с Шимоном Праведным, Маттитьяѓу Хасмонеем (см. Хашмонаим), Мордехаем и Эстер, или Есфирью. Среди учителей Й. ѓа-Н. был его отец, а также Йеѓуда бар Илай, Шимон бар Йохай, рабби Меир и др. выдающиеся законоучители того времени. Большую часть жизни Й. ѓа-Н. прожил в Бет-Шеарим, где находилась возглавляемая им йешива, однако последние 17 лет жизни из-за пошатнувшегося здровья провел в Циппори, славившимся своим целебным климатом. Похоронен в Бет-Шеарим.
Целью Й. ѓа-Н. было укрепление веры и упрочение позиции евреев в Эрец-Йисраэль (Земле Израиля) в тяжкое время после поражения восстания Бар-Кохбы и длительной полосы антиеврейских гонений. Этому способствовало лояльное отношение к евреям династии Северов и признание ими особого статуса Й. ѓа-Н. Благодаря своему состоянию Й. ѓа-Н. щедро поддерживал тех, кто занимался изучением Торы и освободил законоучителей от уплаты налогов. Он стремился к компромиссу с римлянами, сознавая, что евреи не могут повлиять на ход событий в Римской империи и считая, что забота об этом является прерогативой "Того, Кто вершит судьбами народов", т. е. Бога. Одним из результатов усилий Й. ѓа-Н. было достижение юридической автономии еврейства Эрец-Йисраэль. Никогда до него законоучители не пользовались таким влиянием во всех слоях народа, и никогда не был так высок авторитет Торы. Главным делом жизни Й. ѓа-Н. стал отбор накопившихся к этому времени комментариев к Торе — того, что входило в Устную Тору, или Устный Закон, который до Й. ѓа Н. был в прямом смысле устным, т. е. не фиксировался на письме. Й. ѓа-Н. осуществил запись и кодификацию Мишны, придав ей высокую степень универсализма, что во многом предопределило дальше развитие еврейской культуры и сохранение ее аутентичности. Религиозное творчество последующих поколений рассматривалось как комментарий к Мишне и привело к созданию Гемары, которая в единстве с Мишной образует Талмуд.
Поделиться: