Йегуда бен Шмуэль ге-Хасид - это...
ЙЕЃУДА БЕН ШМУЭЛЬ ЃЕ-ХАСИД, Йеѓуда ѓе-Хасид, Йеѓуда ѓа-Хасид, Йеѓуда Регенсбургский (ок. 1150—1217) — духовный лидер еврейского (см. Еврей, Иудаизм) мистико-моралистического и аскетического движения Хасидей Ашкеназ, возникшего в 12 в. в Германии и Северной Франции и предшествовавшего многими идеями оформлению Каббалы. Й. б. Ш. ѓе-Х. был сыном одного из зачинателей движения Хасидей Ашкеназ — рабби Шмуэля ѓе-Хасида. Как предполагают, Й. б. Ш. ѓе-Х. жил некоторое время в Шпейре (Германия), затем — в Регенсбурге (отсюда — его именование "рабби Йеѓуда Регенсбургский"). Современные Й. б. Ш. ѓе-Х. источники сообщают о нем очень мало, но уже в 15—16 вв. о нем складывается множество легенд, и в первую очередь о его необычайных нравственных качествах — скромности, смирении, пламенной вере, особом благочестии, за которое он, как и его отец, получил прозвище "Хасид" (см. Хасид).
Й. б. Ш. ѓе-Х. учил смирению и сам практиковал его в своей жизни. Так, он полагал, что автору негоже указывать свое имя на книге, чтобы сын не возгордился впоследствии из-за славы отца. Он запрещал своим ученикам ссылаться на свое имя, и поэтому, даже цитируя его сочинения, ученики не называли имя учителя, а труды Й. б. Ш. ѓе-Х. были в обращении как анонимные. Возможно, это способствовало плохой сохранности его произведений. Так, не сохранился его главный труд по теологии — "Сэфер ѓа-Кавод" ("Книга Славы [Божьей]"), из которого дошли только цитаты в сочинениях более поздних авторов. Лишь небольшие фрагменты сохранились из многотомного комментария Й. б. Ш. ѓе-Х. к молитвам. Однако ныне исследователи не сомневаются, что большая часть основополагающего труда Хасидей Ашкеназ — "Сэфер хасидим" ("Книга хасидов") — принадлежит перу Й. б. Ш. ѓе-Х., а также знаменитый синагогальный гимн (см. Синагога) "Шир ѓа-Кавод" ("Песнь Славы [Божьей]", или "Песнь о Славе Всевышнего), известный также по начальным словам как "Ан’им змирот" [см.] ("Буду услаждать песнопениями...") и содержащий пламенную хвалу Всевышнему (в ритуале ашкеназов [см.] гимн исполняется в конце мусафа субботней и праздничной литургии [см. Шаббат], а в некоторых синагогах — и перед утренним субботним и праздничным чтением Торы [см.], а также после молитвы "Коль нидрей"). Более поздние каббалисты (напр., Ш. Лурия) сочли, что этот гимн исполнен такого эмоционального накала и производит такое воздействие, что его можно исполнять только в Субботу и праздники.
Мистическая школа, которую возглавлял Й. б. Ш. ѓе-Х., стремилась окрасить служение Всевышнему в более эмоциональные тона в противовес принятой в иудаизме к этому времени практике углубленного интеллектуального изучения Торы и Талмуда, которая была свойственна тосафистам — авторам "Тосафот", ученикам Раши. Рабби Й. б. Ш. ѓе-Х. принадлежит разработка одной из важнейших идей иудаизма, согласно которой Слава Всевышнего, через которую Он открывался пророкам (см. Пророков Книги), не является собственно Всевышним, но только Его проявлением в мире, а следовательно — одним из элементов сотворенного Им мира. Сам же Бог непостижим, непредставим, трансцендентен. Исследователи отмечают типологическую близость учения Й. б. Ш. ѓе-Х. некоторым течениям современного ему христианства, в первую очередь францисканству (см. Франциск Ассизский).
Распространению учения Й. б. Ш. ѓе-Х. способствовали его потомки. Его сын Моше написал комментарий к Торе, используя основные положения концепции Й. б. Ш. ѓе-Х. Внук Й. б. Ш. ѓе-Х., Элеазар бен Моше ѓа-Даршан (иврит. даршан — "проповедник"; см. Даршан), написал несколько сочинений по эзотерической теологии. Правнук Й. б. Ш. ѓе-Х., каббалист Моше бен Элеазар, предпринял попытку согласования учения Хасидей Ашкеназ с Каббалой. Однако самым выдающимся из учеников Й. б. Ш. ѓе-Х. был Элеазар бен Йеѓуда из Вормса, который составил краткое собрание этических максим и магических предписаний учителя под названием "Цава’ат рабби Йеѓуда ѓе-Хасид" ("Завещание рабби Йеѓуды ѓе-Хасида"). Этот труд был чрезвычайно популярен у современников и потомков и способствовал широкому распространению учения Й. б. Ш. ѓе-Х. и в целом движения Хасидей Ашкеназ в Германии и за ее пределами. Некоторые положения концепции Й. б. Ш. ѓе-Х. предвосхитили идеи хасидизма в Восточной Европе.
См. также Хасидей Ашкеназ, Хасид, Хасидизм.
Поделиться: