Йегошуа бен Хананья - это...

ЙЕЃОШУА БЕН ХАНАНЬЯ (вторая пол. 1 в. — 1-я треть 2 в.) — еврейский законоучитель (см. Еврей, Рав), мудрец Талмуда, один из таннаев и ближайших пяти учеников Йоханана бен Заккая. Й. Б. Х. до разрушения Иерусалимского Храма (см. Храм) был левитом (см. Леви) и в качестве певчего участвовал в храмовой службе. Столь же рано, когда Й. Б. Х. было около 30 лет, он был признан Йохананом бен Заккаем одним из лучших знатоков Ѓалахи. Именно Й. Б. Х. вместе с Элиэзером бен Гирканом вынес из осажденного Иерусалима (см. Йерушалаим) Йоханана бен Заккая, спрятанного в гробу. Й. Б. Х. поддерживал политическую линию своего учителя, который был оппонентом зелотов и сторонником мира с римлянами. После разрушения Иерусалима и Храма в 70 Й. Б. Х. долгое время жил и преподавал в академии (см. Йешива) в Явне, основанной Йохананом бен Заккаем, затем поселился в Пкиине, где основал и возглавил бет-дин. Галахические решения Й. Б. Х., в которых он следует школе Ѓиллеля (см.; см. также Бет-Ѓиллель и Бет-Шаммай), а также его аггадические толкования (см. Аггада) встречаются во множестве в Талмуде, прежде всего в разделе Кодашим ("Святыни"). Й. Б. Х. обладал обширными познаниями в светских науках — в греческом языке, математике, астрономии (Иерусалимский Талмуд, Мегилла 1:11; Ѓорайот 10а). Интерпретируя Священное Писание (см. Тора, Танах), он основывается на прямом смысле того или иного библейского стиха в непосредственном контексте. Й. Б. Х. прославился также высокими моральными качествами и вошел в память еврейской религиозной и культурной традиции как воплощение скромности, трудолюбия, кротости, милосердия. Известно, что он зарабатывал на жизнь кузнечным делом (Брахот 28а). Его взгляды отличались особой толерантностью по отношению к представителям других религий. Так, известно его изречение: "Загробная жизнь (см. Олам ѓа-ба. — Ред.) обещана и праведникам-неевреям" (Тосефта, Санѓедрин 13:2). Сохранился рассказ о том, как он обратил в иудаизм раскаявшуюся язычницу (см. Язычество), которой до этого отказал в гиюре из-за ее распутной жизни другой танна (Коѓэлет Рабба 1:8; 4). Однако наиболее знаменитой иллюстрацией кротости и альтруизма Й. Б. Х. служит рассказ о его поведении в ученом споре с главой Санѓедрина раббаном Гамлиэлем II по поводу календарных принципов установления дат праздников, и в частности — о расчете новолуния (см. Рош-Ходеш). Из глубокого почтения к раббану Гамлиэлю Й. Б. Х. не ослушался его даже тогда, когда тот приказал ему явиться в тот день, на который по расчетам Й. Б. Х. приходился Йом-Киппур, с посохом и деньгами в руках, что запрещено делать в этот святой день. В результате возмущения многих мудрецов после еще одного неуважительного поступка по отношению к Й. Б. Х. р. Гамлиэль был смещен с поста главы Санѓедрина, однако Й. Б. Х. оказался в числе тех законоучителей, которые потребовали его восстановления в сане. Вместе с р. Гамлиэлем и Элиэзером бен Азарьей Й. Б. Х. участвовал в ряде посольств в Рим, а также в нескольких религиозных дискуссиях с римским императором Адрианом (Вавилонский Талмуд, Хуллин 59б—60а). Он также прославился своей полемикой с иудеохристианами в период окончательного разрыва между иудаизмом и христианством. После смерти Гамлиэля II Й. Б. Х. стал духовным лидером еврейства и предотвратил антиримское восстание, готовое вспыхнуть в связи с отменой Адрианом данного прежде разрешения на восстановление Иерусалимского Храма. Смерть Й. Б. Х. незадолго до восстания Бар-Кохбы в 132—135 способствовала усилению роли тех законоучителей, которые ратовали за активную борьбу с Римом, в т. ч. и рабби Акивы. Предание гласит, что сам оппонент Й. Б. Х. раббан Гамлиэль высоко ценил его мудрость и кротость и признал величие его духа в тот день, когда Й. Б. Х. пришел по его велению с посохом и деньгами в руках. Гамлиэль сказал ему: "Мир тебе, учитель и ученик мой: учитель мой — в мудрости, ученик мой — в послушании. Благо тому поколению, в котором великие подчиняются малым!" (Рош-ѓа-Шана 24).


Поделиться:

Реклама