ИДЕЯ - понятие, широко используемое в различных философских системах для обозначения наиболее развитых форм духа (позднее - знания) Понятие И является одним из центральных у Платона, обозначая трансцендентный мир истинного бытия, по образцу которого существуют вещи чувственной реальности Это учение получает развитие в неоплатонизме и средневековой философии, которые трактуют И как идеальные формы, по образцу которых божественный ум, а затем и сам Бог творят вещи Таким образом, от античности до Возрождения И трактуются чисто онтологически В Новое Время И рассматривается преимущественно гносеологически, как одна из основных форм человеческого познания Возникают споры по поводу происхождения И и их соответствия реальности, которые находят свое выражение в противостоянии рационализма и эмпиризма Докан-товский рационализм рассматривал И как "врожденные", изначально присущие субъекту и не сводимые к опыту Эмпиризм видел в И лишь обобщение чувственных данных, а субъект трактовал как пассивное отражение действительности В философии Канта И - это понятие разума, которому ничего не соответствует в опыте И возникают в результате попыток разума выйти за пределы чувственного опыта и рассматриваются Кантом как принципы, задающие цель познанию Для Гегеля абсолютная И является высшей точкой развития знания, которая включает в себя все предшествующие формы знания и поэтому является высшей объективной истиной, в которой совпадают мышление и реальность В философии 20 в И практически полностью утрачивает свое значение и используется лишь как синоним понятия (см также ЭЙДОС)
Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского
Идея — самовоплощающаяся мысль- представление, наделенное силой действия. Обыденное сознание отождествляет мысль и И. Между тем в истории западноевропейской и отчасти русской философии И., если и отождествлялась с мыслью, то лишь в динамике "отождествление — разотождествление"....
Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М
(греч.), принцип мышления, посредством которого происходит постижение мира. Идея понимается как своего рода имманентная цель, согласно которой «Я» творит мир в процессе непрерывного совершенствования человеческого сознания.
Философский словарь
Идеальное, не представимое по своему существу в чувственных образах, т. е. идеальное, не переводимое в субъективное реальное; то идеальное, какое ни при каких условиях не может быть феноменальным. Идеи нужно отличать от типа идеального, которое не представимо только в...
Философский словарь
- понятие, широко используемое в различных философских системах для обозначения наиболее развитых форм духа (позднее - знания). Понятие И. является одним из центральных у Платона, обозначая трансцендентный мир истинного бытия, по образцу которого существуют вещи чувственной...
Философский словарь
- форма отражения окружающего мира, синтезирующая определенную совокупность понятий и представлений в целостное единство, выражающее их сущность. И. активно воздействуют на ход развития общества, способствуя или препятствуя его изменению. С т. зр. религии и объективного...
Философский словарь
- мысленное образование, включающее в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира.
Философский словарь
(от греч. idea — образ, представление) — многозначное понятие, использовавшееся в философии в существенно разных смыслах. В философии до Платона И. — это форма, вид, природа, образ или способ, класс или вид. У Платона И. — вневременная сущность, динамический и творящий архетип...
Философский словарь
Он (Беркли) называет "идеей" все, что известно нам непосредственно, как, например, известны факты ощущений.
Философский словарь
(вид, образ, форма) - во многих философских учениях понятие, имеющее символическое значение; относится не только к эпистемологии, но и к онтологии, эстетике и др. разделам. Не во всякой философии И. ассоциируется с мыслью (в субъективно-человеческом смысле). В античной философии...
Философский словарь
В древней философии так обозначается умопостигаемая и вечная сущностьпредмета в противоположность его чувственному, преходящему явлению (см. Платон). У Канта И. есть априорное понятие чистого разума, не отвечающее никакому внешнему предмету, но выражающее функцию самого разума...
Поделиться: