Идеология - это...
ИДЕОЛОГИЯ - понятие, посредством которого традиционно обозначается совокупность идей, мифов, преданий, политических лозунгов, программных документов партий, философских концепций; не являясь религиозной по сути, И исходит из определенным образом познанной или "сконструированной" реальности, ориентирована на человеческие практические интересы и имеет целью манипулирование и управление людьми путем воздействия на их сознание В рамках И (в контексте осознания людьми собственного отношения к действительности, а также сушества социальных проблем и конфликтов) содержатся цели и программы активной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений Ядром И выступает круг идей, связанных с вопросами захвата, удержания и использования политической власти субъектами политики В 1795 М-Дж Дежерандо получил приз на конкурсе Национального института Франции за предложенное исследование идей в их связи со знаками, а в 1796 - Д де Траси ("Элементы идеологии", 1801-1815) впервые употребил термин И ("Ideologie") для обозначения новой эмпирической науки об идеях И следовала в его системе наук после зоологии Траси, Дежерандо, Кабанис и др разрабатывали новую дисциплину, опираясь на идеи французских просветителей и энциклопедистов Их критический пафос стал предметом жестких оценок со стороны Наполеона, назвавшего их "ветрогонами и идеологами, которые всегда боролись против существующих авторитетов" В 1808 Наполеон писал: "Ваши идеологи разрушают все иллюзии, а время иллюзий для отдельных людей, как для народов, - время счастья" Маркс и Энгельс в "Немецкой идеологии" (1845-1846) и позднейших работах понимали под И: а) идеалистическую концепцию, согласно которой мир представляет собой воплощение идей, мыслей и принципов; б) тип мыслительного процесса, когда его субъекты - идеологи, не сознавая связи своих построений с материальными интересами определенных классов и объективных побудительных сил своей деятельности, постоянно воспроизводят иллюзию абсолютной самостоятельности общественных идей; в) сопряженный метод подхода к действительности, состоящий в конструировании мнимой реальности, которая выдается за саму действительность Согласно Марксу, "не в идеологии и пустынных гипотезах нуждается наша жизнь, а в том, чтобы мы могли бы жить, не зная смятения" Действительность, по Марксу, предстает в зеркале И в искаженном, перевернутом виде И оказывается иллюзорным сознанием Марксово понимание И трансформировалось благодаря Энгельсу, разделившему критический анализ иллюзий совпадения идей и интересов людей, осуществленный Ш Фурье Фурье критиковал "философов-идеологов" за их избыточный интерес к идеям, за ориентацию на изменение одного лишь сознания В сложившемся марксизме И понималась как "ложное сознание", порождаемое "классовым интересом" господствующих классов, стремящихся представить его "интересом всего общества" В дальнейшем в марксистской традиции негативное восприятие И "эксплуататорских классов" образовывало оппозицию с И "социалистической", воспринимаемой сугубо позитивно И обществ нетоталитарного (западного) типа характеризуется наличием самого мощного в истории идеологического аппарата, определенным "рамочным" плюрализмом (запрет на И национал-социализма и расизма, "не поощрение" коммунистических взглядов), религиозной терпимостью, "рассеянностью" во всем объеме внеидеологических феноменов и тп Появление принципиально новых средств и способов описания и объяснения социальной реальности в середине 20 века обусловило формирование оригинальных концепций сути и функций И Бахтин в своем истолковании И попытался снять классово-политические контексты "Идеологическое "для Бахтина - синоним семиотического, знакового вообще: "Ко всякому знаку приложимы критерии идеологической оценки (ложь, истина, справедливость, добро и пр) Область И совпадает с областью знаков Между ними можно поставить знак равенства Где знак - там и И" Бахтин противополагал И - психологии как области "внутреннего знака" и "внутренней речи" Бахтин постулировал диалектический характер этого пропивопоставления, так как "внутренний знак" тоже знак, а значит, и И "индивидуальна", а в ряду социально-психологических явлений - выступает как "жизненная И" Все психологическое, по мнению Бахтина, имеет свои семиотические основания: "Вне объективации, вне воплощения в определенном материале (материале жеста, внутреннего слова, крика) сознание - фикция Это плохая идеологическая конструкция, созданная путем абстракции от конкретных фактов социального выражения" Психологии Бахтин противопоставлял не И вообще, а только ее социальные объективации в форме этических и правовых норм, религиозных символов и тд Для обозначения объективно существующих форм И Бахтин использовал термин "идеологема" Трактовка И как универсального свойства всего семиотического препятствовала спецификации конкретных механизмов ее функционирования, хотя и элиминировала идеологические предпочтения ее исследователей, трансформируя их подход в объективно-семиотический (в отличие от политической ангажированности представителей марксизма) Спецификация семиотических механизмов И явилось одной из вершин философского творчества Барта В "Мифологиях" (1957) Барт объединил миф и И, называя их "метаязыком" Барт не считал целесообразным проводить между И и мифом семиотическое разграничение, определяя И как введенное в рамки общей истории и отвечающее тем или иным социальным интересам мифическое построение Следуя традиции определения знака как ассоциации означаемого и означающего, а языка - как системы знаков, Барт определил миф и И как "вторичные семиотические системы", "вторичные языки" Смысл знаков первичной знаковой системы, исходного "языка" "опустошается", согласно Барту, метаязыком до полой формы (сохраняясь и в обескровленном состоянии), которая становится означающим как мифа, так и И Мерцающее существование первичных смыслов исполняет функции алиби для концептов метаязыка, те для означаемых мифа и И Это алиби мотивирует идеологический знак, представляя связь формы с концептом как что-то "естественное" и "природное" Критическое отношение к мифу и И приводит Барта к их описанию в образе вурдалака: "Миф же - это язык, не желающий умирать; из смыслов, которыми он питается, он извлекает ложное, деградированное бытие, он искусственно отсрочивает смерть смыслов и располагается в них со всеми удобствами, превращая их в говорящие трупы" Миф и И звучат голосом языка-объекта, оживляя его для потребителя, чередуя его выпотрошенную форму с его исходным смыслом Значение же самого метаязыка "натурализируется" в И В "Основах семиологии" (1965) Барт отмечал, что И - это постоянный поиск ценностей и их тематизация В случае же фигуративизации, по Барту, идеологический дискурс становится мифологическим Кри-стева использовала для исследования И термин Бахтина "идеологема" Последняя определялась ею в качестве "интертекстуальной" функции, придающей тексту социальные и исторические координаты, а также связывающей текст с прочими практиками означивания, составляющими его культурное пространство И, по Кристевой, присутствует также и в семиотических коннотациях самого исследователя И, санкционирующих использование им тех или иных моделей и формализации Избавиться от данных предпосылок невозможно, но возможно их пряснение в акте саморефлексии Эко рассматривал коммуникативные функции И, которая "предохраняет нас от рассмотрения семантических систем в целокупости их внутренних взаимоотношений", благодаря ограничению области возможных коннотаций Идеологический субкод исключает нежелательные подразумевания семантической системы И выступает означаемым данного риторического субкода и идеологические контексты формируются "склеротически отвердевшими сообщениями" Позже Эко описал И как перекодирование первичного кода, придающее сообщениям вторичные смыслы Перекодирование у Эко суть интерпретативная модификация первичного кода, приводящая к нестандартному употреблению прежнего правила и создающая новое правило Например, риторические и ико-нологические правила наделяют макроскопические фрагменты первичных сообщений некоторым значением, перекодируют их Статус И как воплощение связи дискурса с некоторой социальной топикой описывается в современной философии как ряд отношений правдоподобия ("Референци-ального" - в контексте отношения с реальностями мира, "логического" - в плане соответствия жанровым и игровым закономерностям и тд)
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: