Идеальный Тип - это...

ИДЕАЛЬНЫЙ ТИП - методологическая категория, предложенная М Вебером для определения статуса концептуальных средств, применяемых в социальном и историческом познании Опасной ошибкой, дезориентирующей исследование, Вебер считал "смешение теории и истории", при котором содержание теории, созданной ученым, некритически отождествляется с самой реальностью и выдается за отражение ее глубинной сущности Такие понятия, как "капитализм", "христианство", "средневековое городское хозяйство" и тп, по мнению Вебера, не извлекаются из эмпирической действительности как обобщение наиболее часто наблюдаемых явлений, а представляют собой ИТ - исследовательские "утопии", не имеющие буквальных аналогов в действительности Они образуются благодаря взгляду на эмпирическую действительность с определенной исследовательской позиции; избранный ракурс рассмотрения связывает разрозненные единичные явления в "лишенный внутренних противоречим космос мысленных связей" Поскольку ИТ представляет собой продукт "научно дисциплинированной фантазии", никогда нельзя заранее определить, имеем ли мы дело с пустой игрой мысли или же с научно значимой позицией Единственным критерием научности оказывается исследовательская продуктивность той или иной концепции: чем выше эвристический потенциал ИТ, тем выше и его научное значение Отсюда вытекают два важных следствия Во-первых, параллельно может существовать несколько конкурирующих идеально-типических конструкций, относящихся к одной и той же совокупности эмпирических данных Некорректно ставить вопрос о том, какой из них лучше соответствует действительности (этот вопрос вообще теряет смысл): спор между ними решается в зависимости от того, какой ИТ продуктивнее работает, обеспечивая прирост научного знания Во-вторых, любо конкретный ИТ, сколь бы совершенным он ни казался, является преходящим, релятивным, и неизбежно сменяется новым Оформление категории ИТ и ее широкая популярность свидетельствуют о том, что процесс перехода от классической к некласической науке в 20 веке происходил не только в естественнонаучном, но и в социогуманитарном знании ИТ, используемые в истории и в социальных науках, по Веберу, различаются между собой В истории, нацеленной не на выведение общих законов, под которые подводятся многочисленные частные случаи, а на постижение индивидуальных событий в их "культурном значении", ИТ строится как образ конкретного сочетания каузальных связей, объясняющий данный "исторические индивидуум" Социальные науки, ориентированные на поиск общих правил событий, безразличны к их конкретной пространственно-временной определенности Поэтому социолог конструирует чистые идеальные модели, применимые ко всем эпохам и к любой географической точке Иными словами, разница между двумя разновидностями ИТ, считает Вебер, носит количественный характер и заключается в степени их общности


Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь
— термин М. Вебера, обозначающий понятие, отсылающее к культурно-историческим объектам, интерпретированным в свете определенных ценностей. Определения таких понятий находятся между реальными определениями (определениями-описаниями) и номинальными определениями (определениями-...
Философский словарь
- синтетическая мыслительная конструкция, представляющая систематические характеристики индивидуальных, значимых в своей единичности связей объектов культуры. Понятие И. т. принадлежит М. Веберу. С помощью этого понятия Вебер попытался разрешить оппозицию номотетического и...
Философский словарь
- одно из ключевых понятий социологии и теории познания Вебера. Представляет собой мыслительную конструкцию, воспроизводящую своеобразие и логически-каузальную структуру образования и развития объекта исследования. По своему эпистемологическому статусу И.т. является не...
Философский словарь
- методологическая категория, предложенная М. Вебером для определения статуса концептуальных средств, применяемых в социальном и историческом познании. Опасной ошибкой, дезориентирующей исследование, Вебер считал "смешение теории и истории", при котором содержание теории,...

Поделиться:

Реклама