Идеал - это...
ИДЕАЛ (греч idea - образец, норма) - идеальный образ, имеющий нормативный характер и определяющий способ и характер поведения, деятельности человека или социальной группы В мировоззрении людей регулирующая функция И в отношении поведения раскрывается в форме нравственного, правового кодекса правил, законов, примеров; в отношении деятельности - в форме выбора цели Наличие И в мировоззрении связано с особым состоянием эта-лонности сознания, предполагающим не только принятие идеи или чьего-то поведения, деятельности, творчества в качестве образца, а наличие убеждений, абсолютной веры в правоту избранных идей Многообразие форм активности человека, жизнедеятельности создает ситуацию, когда у одного и того же индивида может быть несколько И, отражающих основной круг его интересов, активности (общественный, эстетический, нравственный, научный, религиозный и др) Общественный связан с выбором мотива, оправдывающего напряжение сил и энергии многих людей ради достижения определенных социальных и политических целей Так в европейской традиции, начиная с Платона сосуществует устойчивое представление об идеальном государстве С организующей функцией И для достижения коммунизма как определенным образом структурированного и трансформированного общества связывал надежды марксизм Не меньшую роль в истории играл И единого национального государства (в странах Западной Европы 18-19 вв; Восточной - 20 в) В ряде стран мира используется И исламского государства С точки зрения внутренней организации государства в мире конкурируют два основных И - демократии и сильной власти Эстетический И отражает стремление человека к прекрасному, связанные с ним представления о путях творческого раскрытия в искусстве предмета наблюдения (внешняя природа, человек в его данности через внешние атрибуты (тело) и внутренний мир) Нравственный И задает модель поведения в большинстве жизненных ситуаций и включает аспект сравнения (добро и зло) В мировой культуре неоднократно предпринимались попытки специально разработать нравственный И - от первых кодексов возникшей в античности концептуальной этики до "морального кодекса строителя коммунизма" Однако не все они подкреплялись практикой, не всегда получали общественное признание Религиозный И непосредственно связан с нравственным, поскольку задает определенное видение человека, его действий Научный И представлен определенной совокупностью исторически варьируемых принципов, выступающих в качестве оснований научного поиска (этикет научной деятельности) Личный И своим наличием в культуре фиксирует ценность индивидуального бытия, а также задает путь его раскрытия через самовоспитание, соучастие других людей в судьбе Я (воспитание) Он имеет самые разные ориентации - от общественно-значимых до личностно-интимных Проблема соотношения индивидуального и коллективного (формально признаваемого официальным в данном обществе) И достаточно сложна и актуальна для многих культур - например, такие явления, как нежелание участвовать в выборе коллективного И (аполитичность, асоциальность, бездуховность) Феномен И стал предметом осмысления в философии достаточно поздно Впервые в теорию это понятие ввел Кант По Канту, И не может быть сформирован вне целепо-лагания, он возможен лишь применительно к явлениям, которые могут быть конституированы в качестве цели Поскольку достижение цели лишает И статуса существования, постольку он, по мнению Канта, реализует себя как "идея" исключительно регулятивного порядка Единственной сферой, где воплощение И является возможным, выступает, согласно Канту, искусство, где И обретает онтологический статус прекрасного Гегель определяет И как наглядно созерцаемый образ цели, а достижение последней - как подчинение "эмпирической действительности" Абсолютному Духу
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: