Ибрахим - это...

ИБРАХИМ, Ибраѓим (араб.) — в исламе — персонаж Корана и мусульманских преданий (см. Мусульманство), соответствующий библейскому (см. Библия) Аврааму и восходящий к его образу в иудейской и христианской традициях (см. Иудаизм, Христианство); пророк в цепи пророков, предшествовавших Мухаммаду. На коранические представления об И. повлияли как образ А. в Торе, или Пятикнижии Моисеевом, так и еврейские аггадические сказания (см. Аггада, Талмуд). Согласно Корану, И. был первым, кто отказался от многобожия (см. Язычество) и стал поклоняться Единому Богу — Аллаху, стал Его другом и имамом: "Поистине, Ибрахим был имамом, верным Аллаху, ханифом, и не был из числа многобожников... избрал Он его и повел на прямой путь" (Коран 4:124; ср. 16:124). В Коране содержится заимствованный из Аггады сюжет о том, что вначале И. поклонялся звездам, луне и солнцу, но затем, убедившись, что над ними есть Высшая Сила, уверовал в Аллаха. Он попытался обратить в новую веру своего отца — Азара, но не смог этого сделать, как не смог переубедить и никого из его соплеменников (Коран 6:74—81; 19:42—49; 21:50—68; 26:69—89; 29:15—16; 37:81—94; 43:25—27; 60:4—5). И. пришлось отказаться от отца, когда он увидел, что тот — "враг Аллаха" (Коран 9:115; 19:49). Как Авраам в аггадическом рассказе разбил идолов, которых изготовлял для продажи его отец Терах (Фарра), так И. разбил всех идолов, которым поклонялись его соплеменники, за что те приговорили И. к сожжению (Коран 21:68; 29:23; 37:95). Подобного поворота нет в Аггаде, но есть сюжет о том, как Авраам был брошен в огненную печь по приказу царя Нимрода (Нимврода) за отказ поклониться идолам, но Господь спас своего избранника (Таргум Йонатан на Быт 14:1; Псикта Раббатти 33 и др.). Этот мотив проецируется в Коране на сюжет размежевания И. с соплеменниками: Аллах спасает Своего "друга", делая так, что огонь не причиняет ему вреда: "Мы сказали: "О огонь, будь прохладой и миром для Ибрахима!" (Коран 21:69; ср. 29:23—24; 37:96). И. пришлось покинуть своих родных, свой народ (какой — об этом Коран умалчивает) и пойти по пути Аллаха, за что Он даровал ему на склоне лет Исхака (см.; соответствует библейскому Йицхаку [см.: см. также Тора], или Исааку) и Йакуба (соответствует библейскому Йаакову [см.; см. также Тора], или Иакову): "И когда он отделился от них и от того, чему они поклонялись помимо Аллаха, Мы даровали ему Исхака и Йакуба, и всех сделали Мы пророками" (Коран 19:50). При этом И. была передана радостная весть о долгожданных сыновьях через посланцев Аллаха — ангелов (Кор 11:72—76); эта сцена соответствует эпизоду в Торе с явлением Аврааму трех странников (ангелов), возвещающих о рождении Йицхака (Быт 17—18), и точно так же, как едва не рассмеялась Сарра (см. Сара; см. также Тора), не веря, что она, девяностолетняя, может родить, так рассмеялась безымянная жена И.: "А жена его стояла и рассмеялась; а Мы ее обрадовали вестью об Исхаке, а за Исхаком — о Йакубе" (Коран 11:74). В другой суре повторяется сходная сцена, но без указания имен и с возвещением И. о том, что у него родится "мудрый мальчик" (Коран 15:51—56; ср. 37:97—99). Повторяется в Коране и танахический (см. Танах) мотив с жертвоприношением Авраама (Быт 22) — Акедат Йицхак, но не называется имя "кроткого юноши", сына, которого И. готов принести в жертву Аллаху (Коран 37:99—111), хотя сразу же вслед за этим эпизодом и прославлением добродетельности И. сказано: "И обрадовали Мы его Исхаком, пророком из достойных..." (Коран 37:112). Однако недостаточная ясность текста вызвала разноречивые толкования у мусульманских комментаторов: ранние полагали, что в жертву И. собирался принести именно Исхака, но последующие утвердили как общепринятую версию о том, что этим сыном был прародитель северных арабов Исмаил, соответствующий библейскому Йишмаэлю (см.; в русской традиции — Измаил), сыну Авраама от Агари. Исмаил, сын И. от Хаджар, и становится, согласно Корану, подлинным продолжателем дела своего отца (показательно, что в ранних сурах в качестве сыновей И. фигурируют — Исхак и Йакуб, а в более поздних — Исмаил и Исхак, Йакуб же является сыном последнего, как и в Танахе, с поправкой на различие звучания имен). И. с помощью Исмаила возводят Каабу и делают ее объектом паломничества (Коран 2:119—121; 22:27). Возле Каабы существует особое "место И." — макам Ибрахим (Коран 3:91). В посткоранических преданиях (и также под воздействием аггадических сюжетов) содержатся рассказы о путешествии И. в Египет и др. Гробница Авраама в Хевроне (араб. Эль-Халиль), священное место для иудеев и христиан, почитается также и мусульманами как место погребения И.

Заимствуя практически все об И. из еврейского Священного Писания Танаха, мусульманская традиция отнюдь не склонна считать его, в отличие от христианства, прародителем евреев и как-то вообще связывать его с иудаизмом или христианством. В Коране И. представлен как образец чистой веры легендарных ханифов — неких доисламских монотеистических племен, не известных науке. И. было ниспослано Писание, именуемое в Коране "Писание Ибрахима" или "Свитки Ибрахима" (Коран 19:42; 53:37—38; 87:19), и именно его вера, а не исказившие ее иудаизм и христианство, является образцовой для всех людей; эту веру и возродил Мухаммад: "Они говорят: "Будьте иудеями или христианами — найдите прямой путь". Скажи: "Нет, — общиной Ибрахима, ханифа, ведь он не был из многобожников". Скажите: "Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и что ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и коленам (см. Колена Израилевы. — Г. С.), и что было даровано Мусе (см.; см. также Моше. — Г. С.) и Исе (см.; см. также Иисус Христос. — Г. С.), и что было даровано пророкам от Господа их. Мы не различаем между кем-либо из них, и Ему мы предаемся". ...Или вы скажете, что Ибрахим, и Исмаил, и Исхак, и Йакуб, и колена были иудеями или христианами? Скажи: "Вы больше знаете или Аллах? Кто же нечестивее того, кто скрывал у себя свидетельство Аллаха? Поистине, Аллах не небрежет тем, что вы делаете!" Это — народ, который уже прошел: ему — то, что он приобрел, и вам — то, что вы приобрели, и вас не спросят о том, что делали они" (Коран 2:129—130, 134—135). Таким образом, И. и его "ханифская вера" становятся для ислама важнейшим звеном, которое, с одной стороны, позволяет увидеть свою веру преемницей длительной религиозно-исторической традиции (что вполне соответствует реальности), с другой — объявить ее абсолютным завершением этой традиции, ее "снятием"; с точки зрения ислама, "люди Писания" — иудеи и христиане — доказали свою несостоятельность; они "народы, которые уже прошли". Сами определения "ханифская вера", "вера И." стали применяться только к мусульманству.

Г. В. Синило


Определения, значения слова в других словарях:

Энциклопедия мифологии
(ibrâhîm), в мусульманской мифологии общий праотец арабов и евреев, основатель единобожия. Соответствует библейскому Аврааму. Согласно Корану, И. вначале поклонялся звезде, луне, солнцу, но потом уверовал в единого бога - аллаха. Он пытался обратить в эту веру собственного отца...

Поделиться:

Реклама