Ибн Эзра (Авраам) - это...
ИБН ЭЗРА Авраам (1089—1164) — еврейский философ, комментатор Танаха, поэт, грамматик, врач, астроном. Род. в Туделе (Испания) и до 1140 жил в мусульманской части Испании. И. Э. вел жизнь бедняка-скитальца. Совершил ряд путешествий по странам Северной Африки (Алжир, Тунис, Марокко, Египет); одно из них предпринял совместно с Йеѓудой ѓа-Леви, с которым поддерживал дружеские отношения. С 1140, покинув Испанию во время преследований Альмохадов, скитался по Франции, Провансу и Италии; в 1158 посетил Лондон. Философское и поэтическое творчество И. Э. послужило важным связующим звеном между сефардской и ашкеназской культурами (см. Сефарды, Ашкеназы), а также между еврейско-арабской, андалусской и западноевропейской культурами.
И. Э. является одним из крупнейших иудейских экзегетов. Он создал комментарий ко всем книгам Танаха (сохранился лишь частично). Во введении к комментарию на Пятикнижие (см. Тора) И. Э. определил свою цель как независимое изучение буквального смысла текста Писания и отнюдь не всегда обращался к авторитету Талмуда, делая исключение только для вопросов Ѓалахи. Комментарии И. Э., отличающиеся тонким лингвистическим чутьем, опирающиеся на толкование этимологии слова и историко-филологический анализ, обнаруживающие критический подход к тексту (так, им впервые завуалированно высказана мысль, что пророк [см.] Моше [см.], или Моисей, не мог быть автором всего текста Торы), блестящие по стилю, приобрели широкую популярность и особый статус в еврейской традиции, изучаясь наравне с комментариями Раши.
Философская концепция И. Э., представленная в комментариях и религиозно-философской поэзии, является неоплатонической и обнаруживает влияние Ибн Гвироля, или Ибн Габироля, а также непосредственно Платона и мусульманских аристотеликов. Отношение Бога к миру описывается И. Э. в духе пантеистического эманационизма (см. Пантеизм). Согласно И. Э., источником разумной души является универсальная душа, и бессмертие достигается через воссоединение разумной души с Мировой Душой, т. е. Богом. Божественное Провидение (см. Ѓанѓаха, Ѓашгаха пратит) распространяется лишь на тех, кто достиг интеллектуального совершенства на пути приобщения к универсальному Разуму. Поэма в прозе "Хай бен-Мекиц" ("Живой, сын Пробуждающегося") описывает аллегорическое путешествие Разума (разумной души) в таинственные миры. В ней сказалось влияние поэмы Ибн Гвироля "Царский венец" (см. Ибн Гвироль), а также религиозно-философской концепции Ибн Сины. Религиозная лирика И. Э., отмеченная чертами эзотеризма и мистического экстатизма, отражает страстное стремление к Богопознанию, слиянию человеческой души с Богом. Многие стихотворения И. Э. посвящены судьбе еврейского народа в изгнании (см. Галут) и чаяниям Избавления (см. Геулла). Некоторые произведения И. Э. вошли в синагогальную литургию (см. Синагога).
Г. В. Синило
Поделиться: