Иблис - это...
ИБЛИС — в исламе — одно из обозначений дьявола, употребляющееся в Коране и других текстах наряду с обозначением шайтан, точнее — аш-шайтан (с определенным артиклем — указанием на то, что последнее имя является не собственным, а нарицательным). В этом контексте, вероятно, имя "И." можно воспринимать как имя собственное главного антагониста Аллаха и искусителя (см. Искушение). Несомненно, фигура И. генетически и типологически связана с такими явлениями религиозно-мифологического сознания, как сатан и Самаэль в иудаизме, сатана и Люцифер в христианстве, с поправкой на специфическую интерпретацию этих сходных в основе образов в каждой из монотеистических традиций (см. Монотеизм). В случае с И. очевидно влияние иудейской и христианской парадигмы на формирование представлений о нем, причем не только канонических текстов (см. Танах, Библия, Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелие), но и иудейских апокрифов и псевдоэпиграфов, прежде всего Книги Ханоха, или Эноха (см. Енох), с ее концепцией происхождения зла (см. Добро и Зло) и греха в результате отпадения ангелов от Бога, а также, быть может, в наибольшей степени влияние устной традиции, в частности, еврейской (см. Еврей) Аггады и христианских легенд о Люцифере. Согласно Корану, И. первоначально был ангелом (по другой версии — джинном [см.]: "Был он из джиннов и совратился с пути Господа своего" — Коран 18:48; здесь и далее — перевод И. Ю. Крачковского), но отказался выполнить повеление Аллаха — поклониться сотворенному Им Адаму (см.; см. также Тора): "Мы создали вас, потом придали вам форму, потом сказали ангелам: "Поклонитесь Адаму!" — и поклонились они, кроме Иблиса; он не был из поклонившихся" (Коран 7:10). Вся ситуация напоминает эпизод из Аггады, когда ангелы возроптали, узнав о желании Всевышнего сотворить "из праха земного" человека и наделить его свободой воли; они даже пытались предупредить Бога о том, что у Него будут хлопоты и проблемы с этим существом — человеком; однако, выслушав все советы, Бог все же сотворил человека и сделал его выше ангелов, наделив свободой морального выбора (согласно иудейской традиции, ангелы ею не обладают, ибо они — лишь инструменты в Божьих руках; поэтому в иудаизме были отброшены как апокрифические все тексты с мотивом восстания или отпадения ангелов; см. Енох). В Коране И. в ответ на вопрос Аллаха "Что удержало тебя от того, чтобы поклониться, раз Я приказал тебе?" говорит: "Я — лучше его (человека. — Г. С.): Ты создал меня из огня, а его создал из глины!" (Коран 7:11). В другой суре Корана ответ И. звучит следующим образом: "Я не стану кланяться человеку, которого Ты создал из звучащей, из глины, облеченной в форму" (Коран 15:33; ср. также 17:63). В наказание за гордыню и непослушание Аллаху И. был низвергнут с небес ("Низвергнись отсюда; не годится тебе превозноситься там! Выходи же: ты — среди оказавшихся ничтожными!"), но при этом получил по своей просьбе отсрочку наказания до дня эсхатологического (см. Эсхатология) Суда (см. Страшный суд) и всеобщего воскресения мертвых, чтобы все это время испытывать людей (Коран 7:13; 15:36—38; 17:64; 39:80—84). Перед лицом Аллаха разъяренный И., приговоренный к страшному наказанию, клянется, что все равно будет вредить Ему и сбивать Его творения — людей — с прямого пути: "За то, что Ты сбил меня, я засяду против них в Твоем прямом пути. // Потом я приду к ним и спереди, и сзади, и справа, и слева, и Ты не найдешь большинства их благодарными" (Коран 7:15—16). При этом в тексте явственно звучит мысль о своего рода договоре между Аллахом и И. о дозволении последнему соблазнять людей и тем самым проверять их веру; однако при этом Аллах уверен в том, что человек выдержит испытание (здесь нельзя не увидеть перекличек с библейской Книгой Иова; см. Ийов): "Сказал он (И. — Г. С.): "Господи мой! За то, что Ты сбил меня, я украшу им то, что на земле, и собью их всех, // кроме рабов Твоих из них, чистых". // Сказал Он: "Это — путь для Меня прямой. // Поистине, рабы Мои — нет для тебя над ними власти, кроме тех из заблудившихся, кто последовал за тобой..." (Коран 15:39—42); "Соблазняй, кого ты можешь из них, твоим голосом и собирай против них твою конницу и пехоту, участвуй с ними в их богатствах и детях и обещай им, — поистине, обещает сатана только для обмана! // Нет, поистине, у тебя власти над Моими рабами, — и довольно в твоем Господе блюстителя!" (Коран 17:66—67). Таким образом, очевидно, что И., с одной стороны, как и сатан в иудаизме, является всего лишь орудием испытания веры человека, с другой — как и в христианстве, обладает гораздо большей свободой воли и самостоятельностью действий. Всеведущий Аллах заранее предупреждает И. и всех, кто пойдет за ним, о суровой каре — наказании в аду — Геенне (см.; см. также Геѓинном), или — в мусульманской традиции — Джаханнаме: "Выходи оттуда опозоренным, униженным! Тех, кто последовал из них за тобой... Я наполню геенну вами всеми!" (Коран 7:17; см. также 15:42—44; 17:65; 39:85). Однако И. осуществляет свой коварный план: пробравшись в райский сад (см. Джанна; см. также Ган Эден) и прикинувшись "добрым советником", он соблазняет Адама и Еву; в эпизоде грехопадения И. фигурирует как аш-шайтан (в русском переводе — "сатана"), что еще раз подчеркивает идентичность этих фигур: "И нашептал им сатана, чтобы открыть то, что было скрыто от них из их мерзости, и сказал: "Запретил вам ваш Господь это дерево только потому, чтобы вы не оказались ангелами или не стали вечными". И заклял он их: "Поистине, я для вас — добрый советник". Так низвел он их обольщением" (Коран 7:19—21; ср. 2:32—34; 15:30—43; 17:61—66; 20:115—119; 38:73—85). Показательно, что аргументация И.-шайтана совпадает по смыслу с аргументацией змея — нахаша в тексте Торы; в арабском тексте нет змея (как в ивритском нет упоминания сатана, или сатаны), но есть глагол "нашептал", самим своим смыслом (в силу близости двух западносемитских языков — арабского и иврита) напоминающий о змее-искусителе: нахаш — производное от глагола "шептать", имеющего также значение "обвораживать", "ворожить". Согласно другой суре, И. нашептывает Адаму не только о вечности (древе вечности), но и обещает "власть непреходящую" (Коран 20:118). И. определен Аллахом как главный враг людей: "Неужели вы возьмете его и его потомство защитником вместо Меня? Они для вас — враги" (Коран 18:48); "О Адам! Ведь это — враг твой и твоей жены..." (Коран 20:115 и др.). Кроме того, И. именуется также главным врагом Самого Аллаха. Наряду с И. упоминаются другие шайтаны (потомки или подручные И.), а также джинны; таким образом, И. — глава всех злых духов, которых он же и плодит. Его посланником и орудием в конце времен выступит даджжал, или ал-даджжал, соответствующий антихристу в христианской традиции. Согласно мусульманским поверьям, И. обитает на земле в нечистых местах, особенно на кладбищах и в развалинах. Его едой становится жертвенное мясо в результате неправильно совершенного жертвоприношения (см.; см. также Ид ал-Адха), питьем — вино, запрещенное законами шариата.
Г. В. Синило
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: