Гвардини (guardini) Романо - это...
(1885-1968) - нем. католический философ и теолог итал. происхождения. С 1910 - священнослужитель, в 1921 - приват-доцент в Бонне, в 1923 - проф. философии религии и католического мировоззрения в Берлине. В 1939 отстранен нацистами от преподавания. В 1946 - проф. в Тюбингене, в 1949 - в Мюнхене. Г. получил признание прежде всего как общественный деятель, как лидер движения католической молодежи, воспринимавшийся не столько как философ и профессиональный теолог, сколько как учитель, чьи книги и пастырская деятельность служат духовному возрождению европейской культуры. Весьма близкие к платоновско-августиновской традиции, глубоко связанные с наследием Бонавентуры, Данте и Паскаля, сочинения Г. принесли ему мировую славу. Г. как философ испытал влияние Дильтея, Зиммеля, Гуссерля, Шелера, Фрейда. Основным устремлением Г. было создание новой антропологии. В своем главном произведении "Противоположность. Философия конкретно-жизненного" (1925) Г. выдвигает тезис, согласно которому мы сталкиваемся с "идеей противоположности" в непосредственной жизни. Независимо от того, представлена ли она на анатомически-физиологическом, эмоциональном, интеллектуальном или волевом уровне, на уровне индивида или сообщества, противоположность есть род "явленности", созидательная и действительная основа жизни. Г. различает три основных группы противоположностей: интраэмпирыческие, трансэмпиртеские и трансцендентальные. К первым Г. относит следующие пары: акт и строй (динамика и статика); форма и полнота; целое и (жизненно) особенное. Ко вторым - творческий акт и порядок (производство и расположение); изначальность и правило; овнутрение и выхождение из себя (имманенция и трансценденция). К третьим - родство и обособленность; членение и связность. Между парами противоположностей имеются такие связи, что обе стороны каждой противоположности прямо или косвенно соединяются с каждой из сторон другой противоположности. Следствием этого является возникновение множества внутренних напряжений. Пары противоположностей составляют также так называемые первичные и вторичные "энантиологические ряды", формирующие первичную структурную противоположность, которой охватывается все что поддается осмыслению. Всякая система противоположностей ищет связи вовне, которые различаются по интенсивности и длительности и имеют безграничные возможности для соединения. Из существования таких связей Г. выводит возможность "энантиологической социологии". Познание Г. считает "конкретно-жизненным отношением" конкретного человека к конкретному предмету. Он подразделяет познание на понятийное и интуитивное ("изобильное"). Невозможные в чистом виде, рацио и интуиция взаимосвязаны и обусловливают друг друга. На идее противоречия базируется у Г. и его философия культуры. По его мнению, в античности и в Средние века научная мысль пребывала в жизненном целом, сознание единства охватывало различные культурные сферы. Новое время характерно обособлением единичных жизненных областей. Однако требование "автономии культурной сферы" ведет нас от "критической чистоты" к разрушению единства субъекта, духовной жизни и миропорядка. К тому же в современной философии господствует дух наукообразной абстрактности. Поэтому Г. считает необходимым осуществить "критику конкретного разума" в виде сосредоточенного созерцания конкретной противоположности, ибо только так можно постичь "естественную мистерию живого", выразить "сверхрациональное зерно" во всяком конкретно-жизненном. Результатом этого должна стать смена индивидуалистической этики новым коллективизмом, "товариществом по существованию", которое - при условии, что оно будет осмыслено исходя из личности - станет великим положительным "началом массы". Geist der Liturgie, 1918; Christliches Bewusstsein. Versuch uber Pascal, 1934; Religion und Offenbahrung, 1958; Das Ende der Neuzeit: Ein Versuch zur Orientierung, 1953.
Поделиться: