Гурджиев - это...

ГУРДЖИЕВ Георгий Иванович (1872/1873/1877-1949) - русский мыслитель В юности у Г появляется интерес к аномальным явлениям В поисках "истинного знания" посетил множество стран Центральной Азии и Среднего Востока, остаток жизни провел в Европе и Америке В конце 1913 создал первые учебные группы Института Гармонического Развития Человека С началом революции уезжает со своими учениками на Кавказ В 1917-1918 Институт Г (в различных организационных формах) функционировал в Тифлисе, затем, после эмиграции из России, в Константинополе (1919-1921) и во Франции (В западной культурной традиции принято полагать датой основания Института - 1922, Франция, замок 14 в, Фонтенбло Многочисленные американские и европейские интеллектуалы, обучавшиеся там, именовались "лесными философами") В 1924 его филиал открывается в Нью-Йорке Доктрина Г квалифицировалась на Западе как "русский мистицизм" Она включает в себя элементы йоги, тантризма, дзен-буддизма, суфизма Считая предназначением человека обретение им своей подлинной сущности, Г усматривал смысл существования своего Института в создании условий, в границах которых "ничего не могло быть сделано автоматически и неосознанно" С этой целью использовались различные упражнения, особое внимание обращалось на музыку, танец, технику медитации Все виды искусства, по Г, являются закодированной системой древних знаний, "формами письма", а потому в подлинном искусстве нет ничего случайного, его необходимо "уметь читать" Космос у Г принципиально децентрирован, человек находится под постоянным воздействием различных смысловых полей, что затрудняет выбор собственного пути и предполагает непрестанные усилия Однако любая нация, класс, всякая эпоха, равно как и любая социальная группа располагают определенным количеством "поз", из которых они никогда не выходят и которые представляют их специфический "стиль", связанный с определенными формами мышления и чувств Человек не может произвольно трансформировать ни форму своих мыслей, ни форму своих чувств, не изменив "поз" В основе понимания Космоса у Г лежит глобальный принцип единства микро- и макроуровней Человек включен в космологические процессы Все в мире, по Г, материально и находится в движении, характеризуясь лишь различными степенями плотности Душа человека также материальна, она состоит из очень тонкой субстанции и приобретается им в течение всей жизни Человек не имеет постоянного, неизменного, индивидуального "Я" Он не может сразу (раз и навсегда) овладеть каким-то готовым общим смыслом существования Вместо него существуют тысячи отдельных "я", нередко совершенно неизвестных друг другу, взаимоисключающих, несовместимых друг с другом, включенных в разнообразные смысловые поля Все человечество Г представлял в виде четырех кругов Внутренний круг - "эзотерический" (люди, достигшие высочайшего уровня развития и обладающие неделимым "Я") Люди среднего, "мезотериче-ского" круга обладают всеми качествами, присущими людям "эзотерического" круга, но их знание имеет более опосредованный, теоретический характер Третий круг - "экзотерический", знания входящих в него людей носят абстрактный характер, их понимание не выражается в действиях Наконец, четвертый, "внешний" круг - круг "механического человечества" ("механических кукол") Именно здесь, прежде всего, по Г, порождается зло, имеющее "механическую природу" У людей здесь нет взаимопонимания, они противопоставлены друг другу Преодоление "механистичности" начинается с самонаблюдения, обеспечивается постоянными упражнениями и заключается в сбрасывании с себя "масок", принимаемых за сущность человека Реальность не должна быть иллюзорной ("масочной") Для сбрасывания "масок" необходимо владение технологиями личностных трансформаций Известно три таких способа: работа с телом (путь факира), работа с верой и психикой (путь монаха), работа с разумом и знанием (путь йога) Однако эти пути не могут быть реализованы в современной культуре, нужен "четвертый путь", предполагающий осознавание каждого мига бытия, который Г и предлагает Поэтому учение Г имеет самообозначение концепции "четвертого пути" Атаки представителей школы Г на веру людей Запада 1930-1940-х в Эго, созданное Господом для того, чтобы человек мог управлять миром природы, с великой искренностью воспринимались неофитами как возможность преодолеть собственные прежние клаустрофобные миропредставления В наиболее систематической форме идеи Г изложил его ученик ПД Успенский Первая книга Г была написана им незадолго до смерти - "Все и вся, или Рассказы Вельзевула своему внуку", вторую книгу - "Встречи с замечательными людьми" составили рукописи, опубликованные учениками после его смерти


Поделиться:

Реклама