Гуна - это...
(букв, нить; вариант, нечто вторичное; слой и др.) - свойство, качество. В вайшешике Г. - один из семи признаваемых в ней предметов слов", качество. Насчитывается 24 Г., каждая из к-рых присуща не менее чем одной субстанции, напр., Г. "вкус" - земле и воде, а Г. "удовольствие" - душе. В санкхье Г. - три взаимно соотносительных онтологии, аспекта любого природно сущего, взаимодействие и полагание результатов взаимодействия, суть к-рых - движущая сила, механизм разворачивания мира. Названия Г.: саттва - ясность, прозрачность, истовость; раджас - энергия, пыл, движение и тамас - инертность, косность, тупость. При порождении мироздания из состояния растворенности живое и психическое образуется из праматерии с преобладанием саттвы; мертвое, неорганическое характеризуется перевесом тамаса. Проявление Г. в различных сущих описывается импрессионистически-образно, но в огромном большинстве случаев две Г. из трех (пара может быть любой) противопоставлены как противоположности, а третья нейтральна к основанию противопоставления, напр., с саттвой связано знание ( + ), с тамасом - незнание ( - ), с раджасом - страстность (0); с саттвой - ясность (0), с тамасом - пассивность ( - ); с раджасом - активность ( + ) ; саттва соотносима с удовольствием ( + ) , раджас - со страданием ( - ), тамас - с отсутствием реакции (0) и пр. Т. обр., Г. как понятийное средство является также инструментом оценки и ориентации для выбора стратегии деятельности. Положительно оценивается всякое возрастание саттвы. Избавление ума от тамаса, а затем и от раджаса суть важные этапы освобождения души, за к-рыми следует растождествление души с Г. и всем природным как таковым. Теорию Г. санкхьи принимает и йога, а также и веданта, называя их "силами неведения". Теорию Г. Трактуют "Бхагавадгита ", "Мокшадхарма" и др.
А. Паривок
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: