Гумбольдт - это...

ГУМБОЛЬДТ (Humboldt) Вильгельм фон (1767-1835) - немецкий философ, языковед, государственный деятель, дипломат, один из основателей Берлинского университета (1810) Ведущий представитель гуманизма и идей гуманности в немецком идеализме Мировоззрение Г органично соединяло в себе такие базовые основания, как тотальность (в художественном изображении жизни) и универсальность Идеи Гердера о целостности всемирно-исторического процесса, о народах как живых организмах, о включенности деятельности отдельного человека в бесконечное поступательное развитие общества как предпосылке исследования истории были творчески переработаны Г наряду с эстетическими концепциями Гете и Шиллера, ориентированными на классическую Грецию как воплощение идеала Историк, по Г, должен проникать во внутренние содержание и смысл истории дабы избежать опасности быть простым регистратором исторических результатов Работы Г 1790-1800-х о древнегреческой культуре соединили проблематику истории и эстетики В философии истории Г перерабатывал опыт Великой французской революции, раннее его сочинение "Идеи к опыту, определяющему границы деятельности государства" (частично опубликована - 1792, полностью - 1851) - являет собой рассуждение о политических условиях, призванных обеспечить свободное развитие индивида и народа По Г, задачами государства являются защита внешних рубежей и обеспечение правопорядка в стране при условии предоставления всех возможностей для свободного и раскрепощенного национального и индивидуального развития Надежда Г на достижение идеала с помощью социальных реформ, воспитания, самосовершенствования обусловили возрастающую роль педагогических мотивов в его творчестве Как результат инициированной Г реформы образования была создана гуманистическая гимназия в ее классическом облике Г стремился преодолеть дуализм материи и идеи, материала и формы; из их слияния возникает, по Г, "организация" - в мире физическом, "характер" - в мире интеллектуальном и моральном "Тайна всего бытия" заключена, по Г, в индивидуальности (личности, народа) Вся философия Г может рассматриваться как характерология форм культуры, выражающих самобытную внутреннюю форму "духа народа" Моментом такой сравнительной характерологии (сам Г понимал ее как "антропологию") оказалось и "сравнительное языкознание", одним из родоначальников которого стал Г ("О сравнительном изучении языков", 1820) В трактате "О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества" (опубликован как введение к работе "О языке кави на острове Ява", т 1-3, 1836-1839) подчеркивается творческая природа языка: язык - не столько продукт деятельности, нечто созданное, сколько сама деятельность, те непрестанно совершающийся процесс порождения смысла, "орган, образующий мысль", продукт "языкового сознания нации": в самой структуре языка (его "внутренней форме") воплощено определенное воззрение на мир ("мировидение") того или иного народа Языковед должен постичь язык как продукт творчества народного духа Г явился по существу основоположником философии языка как самостоятельной дисциплины и оказал огромное влияние на развитие языкознания в 19-20 вв Принимая философское учение И Канта, Г стремился конкретизировать и развить его на материале общественной истории Согласно теории исторического познания Г, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, поэтому она не может быть понята с причинной точки зрения Историю как науку в известной степени может заменить эстетика В своем учении о языке Г предложил оказавшийся весьма ценным метод сравнительно-исторического исследования языков


Поделиться:

Реклама