Гуманизм - это...
ГУМАНИЗМ (лат humanitas - человечность) - мировоззрение антропоцентризма (характерного еще для мышления и социальной практики античности в версиях Цицерона, именовавшего "гуманистическим" состояние эстетически завершенной культурной и нравственной эволюции "подлинно человечного" индивида, и Гая Юлия Цезаря, осуществлявшего политику "милосердия"), перманентно подвергающегося осмыслению и рефлексии в канонах ценностных подходов Ренессанса и более поздних философских систем (В узком смысле может трактоваться как определенное культурное движение Ренессанса) Термин "Г" был введен в научно-просветительский оборот немецким педагогом Ф Нит-хаммером в 1808 Постулирует высшую, самодостаточную и самоосознающую значимость человека; провозглашает вне-и античеловеческим все, что способствует его отчуждению и самоотчуждению; отвергает идею приоритета идей и истин "сверхчеловеческого" происхождения в ряду феноменов посюстороннего мира Теоретики Г в эпоху средневековья противостояли схоластам по вопросам содержания и направленности "чисто человеческого" образования, опираясь на авторитет мыслителей Древней Греции и Древнего Рима К представителям данного течения эпохи Возрождения и Нового времени традиционно относят Данте, Петрарку, Бокаччо, Леонардо да Винчи, Балла, Эразма Роттердамского, Бруно, Бодена, Монтеня, Рабле, Ф Бэкона, Мора, Агриколу, фон Гуттена, Цвингли и др Церковная реформация в Западной Европе положила конец Г (особенно в Германии) как особому направлению философствования и сопряженной интеллектуальной традиции В дальнейшем усилиями представителей школы романтизма, а также таких самодостаточных философских фигур как Шиллер, Гете, Лессинг, Гердер - Г был вновь легитимизирован в контексте реконструкции идеалов античного миропредставления По Канту, человек может быть для другого человека только целью, но никогда не средством Г, исповедуемый идеологами индустриализма и Просвещения, основывался на идее естественного прогресса общества в контексте линейных представлений о развитии и истории Кризис этой разновидности Г, связанный с экономическими кризисами и античеловеческой общественной практикой большевизма и фашизма в 20 в, был в ряде случаев интерпретирован как крушение ценностей европейской цивилизации и культуры, да и самой Европы в целом (Ницше, Шпенглер, Фромм и др) Вступление авангардных либеральных государств 20 в в стадию развития, близкую канонам "постиндустриального", "информационного" общества, актуализировала проблему оптимизации функционирования человеческого фактора в социальной жизни Г приобрел прак-сеологический срез "очеловечивания" и сопряженной тематизации всей совокупности общекультурных, образовательных, просветительских и "социализаторских" стандартов (идеи и гипотезы "общечеловеческих ценностей", "человеческих качеств" и тд) Наряду с этим, в 20 в идеология и теория прагматизма, центрируясь в конечном счете на идее многомерной (по целям, мотивам, потенциально достижимому объему и процедурам интерпретации) обусловленности нашего познания природой человека, также выступает как одна из версий философского (в данном случае - методологического) Г В концепции экзистенциализма Сартра Г трактуется как "обреченность человека на свободу" Люди, будучи заброшенными однажды в мир, всегда отвечают за все свои действия Высокогуманистичную абсолютность свободы Сартр дополняет тотальностью ответственности Г, по Сартру, - это интенция человека на уяснение, своеобычную декодиров-ку своего подлинного потенциала и, тем самым, воссоздание самого себя
Определения, значения слова в других словарях:
Поделиться: