Грюнбаум - это...

ГРЮНБАУМ (Grunbaum) Адольф (р 1923) - американский философ науки немецкого происхождения С 1938 - в США Профессор университета г Бентелем (с 1956) Преподавал проблемы релятивистской теории в Питтсбургском университете (с 1960, основатель и руководитель Центра по философии науки этого учебного заведения) Основные сочинения: "Геометрия, хронометрия и эмпиризм" (1962), "Философские проблемы пространства и времени" (1963), "Современная наука и парадоксы Зенона" (1968), "Основания психоанализа Философская критика" (1984) и др С точки зрения Г, философская теория пространства-времени должна основываться на гносеологической по сути проблеме статуса отношений пространственной и временной конгруэнтности Разделяя позицию "геохронометрического конвенционализма" - тезиса о конвенциональном статусе отношений конгруэнтности и одновременности, Г полагал (в противовес схеме Ньютона), что физическому пространству и времени не присуща внутренняя метрика Г предложил оригинальное теоретико-множественное решение апории Зенона о метрической протяженности для случая континуума пространства-времени Неоднократно полемизировал с концепцией научного знания Поппера (статьи "Является ли фальсифицируемость краеугольным камнем научной рациональности? Карл Поппер против индуктивизма"; "Способна ли одна теория ответить на большее число вопросов, чем другая, соперничающая с ней?"; "Является ли законным метод ниспровергающих построений в науке?"; "Вспомогательные гипотезы ad hoc и фальсификационизм") По мнению Г, воинствующий анти-индуктивизм Поппера неоправдан и малообъясним Точку зрения, согласно которой преимущество более новой теории определимо по тому параметру, что она оказывается в состоянии ответить на большее число вопросов по сравнению с предыдущей, Г считал ошибочной По Г, заказ на всеобъемлющее и всестороннее объяснение реальности (либо ее фрагмента) неисполним ни для какой научной теории Некоторые проблемы, принципиально непостижимые, например, в модели мирообъяснения Эйнштейна, находят свое разрешение в концепции Ньютона (Вопрос "почему орбита планеты с ничтожно малой массой, находясь в солнечном гравитационном поле, имеет форму совершенно замкнутого вокруг Солнца эллипса", по мнению Г, имеет однозначный ответ у Ньютона и выглядит "основанным на ошибочной предпосылке" у Эйнштейна) Не соглашаясь с мнением Поппера о ненаучности психоанализа вследствие его принципиальной нефальси-фицируемости, Г акцентировал свое внимание на политических, социальных и нравственных измерениях учения Фрейда Г полагал, что герменевтическая интерпретация психоанализа Хабермаса - Рикера - избыточно простой и далеко не лучший экзегетический миф Трансляция в контекст оценок человековедческих дисциплин как подходов и методик естественных наук, с одной стороны, так и избыточных версий значимости интенциональности в действиях людей, с другой, - согласно Г, одинаково недопустимы Контент-анализ учения Фрейда, осуществленный Г, продемонстрировал принципиальную фальсифицируемость психоанализа даже в стилистике требований Поппера По Г, подтверждением этому могут выступать: наименования ряда "культовых" исследований Фрейда (статья "Сообщение о случае паранойи, несогласующемся с психоаналитической теорией" и лекция "Ревизия теории сна"); реконструкция документальной базы психоанализа - наличие в ее массиве набора достаточно "рискованных прогнозов"; присутствие в практике сторонников Фрейда самых разнообразных, но при этом эффективных психоаналитических техник; методологическая ипостась творчества Фрейда (работы "По поводу критики невроза страха" и "Конструкции в анализе") и тд Психоанализ, по мнению Г, безусловно, - наука, хотя "плохая" и даже "худшая" Подвергнув реконструкции и установив теоретическое ядро учения Фрейда, Г пришел к выводу о том, что необходимым компонентом и посредником для достаточно адекватного видения пациентом неосознаваемых причин его невроза выступает применение психоаналитического метода вкупе с его соответствующей интерпретацией Такое же видение каузально необходимо на протяжении всего течения психоанализа с целью излечения невроза ("Упреждающие представления должны кореллировать внутренней душевной реальности" - в этом и Фрейд, и Г были солидарны) Одновременно ошибочные праксисы и оговорки пациента, с точки зрения Г, как правило, увязываются с тематикой его вытесненных желаний лишь вследствие явных или неявных установок психоаналитика Цепочки же "свободных ассоциаций" раньше или позже встречают такие фрагменты психики, которые однозначно принадлежат сфере сознания (мысли пациента о жизни и смерти, например) Сама же клиническая практика и ее реальные результаты, по мнению Г, отнюдь не убеждают в том, что психоанализ занимает какое-либо исключительное положение в иерархии психотерапевтических методик


Поделиться:

Реклама